Детско-родительская привязанность в развитии ребенка

Детско-родительская привязанность в развитии ребенка

Железникова Юлия Николаевна

Психолог

Железникова Юлия Николаевна  Психолог

Большинство родителей на всю жизнь сохранят в памяти период ожидания ребенка и первые минуты встречи с ним. Это прекрасный и уникальный опыт. Едва ли у новоиспеченных мамы и папы есть что-то дороже грудного ребенка, которого они держат на руках. Они преисполнены благодарности и счастья, и хотят для своего малыша только самого лучшего.

Но очень часто будущие и молодые родители чувствуют себя неуверенно и много волнения вызывает и период вынашивания, и момент рождения ребенка. Так же много беспокойства возникает приезд домой с младенцем на руках, ведь к нему никто не приложил инструкцию по применению и сопроводительная записку о том, что необходимо именно этому малышу. Уже с первых дней они пытаются преодолеть возникающие трудности с помощью советов родственников и друзей, рекомендаций специалистов, изучения соответствующей литературы. Конечно, родители надеются, что все сове

ты и рекомендации, несмотря на их противоречивость, а иногда и абсурдность, сработают и их малыш будет хорошо расти и развиваться.

Так как понять, какие действия и методы приведут к воспитанию счастливого ребенка? Что может стать залогом его благополучного развития? Как быть чутким к ребенку и наладить с ним контакт?

При всем множестве подходов к воспитанию и развитию детей, каждому родителю известно, чтобы ребенок рос здоровым, необходимо создать необходимые условия, удовлетворяющие основные потребности на физиологическом уровне. К ним относятся, прежде всего, питание, распределение времени сна и бодрствования, комфортная температура, свежий воздух. Эти потребности являются фундаментальными и ими нельзя пренебрегать, в противном случае это может привести к негативным последствиям или летальному исходу.

Так же интуитивно каждый родитель точно понимает, что драгоценное создание, которое они держат на руках, точно нуждается в заботе и любви! Именно чувство безусловной любви и привязанности родителей к своему ребенку является необходимой основой для душевного здоровья малыша, развития его психики и личностных качеств. А привязанность к ребенку у будущих мамы и папы начинает формироваться еще в нахождении малыша в утробе и зависит от опыта привязанности самих родителей. Часто, до рождения, у будущих родителей формируется некий образ ребенка, их представления, каким он будет, и эти представления влияют на эмоциональную связь с ним.

В последние десятилетия подробно изучается проблема эмоциональной связи родителей и детей с момента зачатия до зрелого возраста. Различные психологические школы изучают влияние эмоциональности родителей на развитие и воспитание детей. Более подробно эмоциональность родителей и ее влияние рассматривались в рамках психоаналитических теорий, согласно которым эмоциональный контакт – это базовая психологическая модель благополучного развития ребенка. Так мать, с развитой эмпатией, по Эриксону, безусловно принимает ребенка, формируя у него безопасную привязанность. У детей таких матерей формируется базовое доверие к миру, высокий эмоциональный интеллект, они чувствительны к эмоциям других людей.

Английский психиатр, специалист в области психологии развития и психологии семьи, основоположник теории привязанности Джон Боулби рассматривает привязанность как первичную специфическую систему взаимодействия между матерью и младенцем, обеспечивающую его выживание и развитие. Попытка младенца ощутить близость и контакт со взрослым остро активизируется в ситуациях опасности, тревоги, боли, холода, дискомфорта. В этом случае взрослый становится источником спокойствия и защиты, наличие которых позволяет ребенку познавать мир и гармонично развиваться. Автор сравнивал привязанность с «невидимой эмоциональной нитью, специфическим образом связывающей двух людей во времени и пространстве». По его мнению, «ребенок появляется на свет с генетически обусловленной готовностью найти близкого человека, который сможет неустанно заботиться о нем и защищать его от всевозможных бед».

Эта готовность наблюдается у всех без исключения детей. Ребенок на протяжении первого года жизни находится в поисках этой связи и ее становления, и огромную роль здесь играет взрослый, для которого благополучие новорожденного превращается в смысл жизни. «Эмоциональная связь между ребенком и взрослым постепенно становится гарантией выживания грудного ребенка, тихой гаванью в бурном океане».

Теория Дж. Боулби определяет привязанность к матери и как определенное поведение ребенка, и как эмоциональную связь с ней. Страдания малыша, разлученного с матерью, объясняются состоянием его «внутренней системы регуляции поведения привязанности и отсутствием привычных стимулов, прекращающих ее действие. В этих условиях у крохи возникает состояние острой дезадаптации, когда угнетаются все другие формы поведения, а в результате даже при самом хорошем уходе со стороны чужих для ребенка лиц он теряет интерес к окружающему, плохо ест и спит, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает». Предложенная Дж. Боулби концепция эмоциональной привязанности позволила оправдать то чрезвычайно требовательное поведение малышей в отношении присутствия матери, которое нередко воспринимается недостаточно опытными родителями как каприз и результат неправильного воспитания, когда ребенка просто «приучили цепляться за мать».

Таким образом, привязанность одной своей частью смыкается с системой безопасности ребенка, а другой примыкает к родительской системе защиты и ухода. Так, доверие к миру созревает во внутреннем мире ребенка уже в младенчестве, создавая надежный фундамент для его дальнейшего развития как личности и первые три года жизни имеют решающее значение для развития ребенка, так как в этот период закладывается психологический фундамент на всю дальнейшую жизнь. На основе здоровой привязанности происходит моторное, когнитивное, социальное развитие ребенка.

В отечественной психологии эмоциональную привязанность родителей и ребенка рассмотрела российский психолог и педагог Л.В. Петрановская. В своих работах она объясняет привязанность матери и ребенка с точки зрения поведения и воспитательных процессов. Автор считает, что привязанность формируется не только к матери, но и к другим заботящимся взрослым, и этот рефлекс заложен в ребенке от природы, он обеспечивает выживание младенца. «Мы рожаем редко и тяжело, вынашиваем обычно по одному плоду. Цена ребенка для нашего вида очень высока, поэтому на заботу ориентированы не только женщины фертильного возраста, но и мужчины, и чуть подросшие дети, и старики. На них тоже неотразимо действуют и крик, и улыбка, и внешний вид младенца, и они также прочно привязываются к малышу, обеспечивая ему защиту и заботу всей семьи».

Е.В. Ларечина, практический психолог, семейный консультант, описывает результаты исследований особенностей взаимоотношений родителей и детей и называет ряд причин нарушения эмоциональности родителей как отсутствие понимания значимости положительного тактильного контакта с детьми; отсутствие у родителей осознания того, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка; дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки.

Таким образом, эмоциональность родителя в виде эмоционального принятия ребенка, эмпатия со стороны значимого взрослого положительно влияют на развитие ребенка в целом. Если бы только каждый ребенок на первом году жизни мог установить надежную привязанность с мамой, что необходимо для формирования системы прочных эмоциональных связей. В принципе, роль эмоционально близкого человека могут принять на себя не только родители. Младенец самостоятельно делает свой выбор, который определяется наличием ряда качеств, которыми обладают, или не обладают, взрослые люди, играющие важную роль в повседневной жизни ребенка. Отношения привязанности, или система эмоциональных связей, объединяющая значимых взрослых и ребенка, складываются в результате накопления ребенком определенного эмоционального опыта, а не в результате генетической предрасположенности как таковой.

Наше эмоциональное отношение к ребенку лежит в основе гармонического развития его личности. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией мы иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. Так в чем причина таких состояний у ребенка? Причина одна — наша эмоциональная незрелость. Ребенок тянет к нам ручки, на его лице улыбка, он требует игры... А в нас просыпается раздражение, неприязнь, даже гнев. И мы пытаемся себя оправдать: много работы, семейных забот, да еще и не знаем, как играть с ребенком, о чем разговаривать с ним. Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к горячему чайнику, и мы в страхе и раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок всего лишь проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок любопытен, любит новые предметы – играя испортил важный предмет, наушники, например... Мы снова раздражаемся, злимся, ругаем ребенка и всех вокруг - и снова конфликт. И это замкнутый круг, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша. Непонимание, эмоциональная отчужденность, возникающие между родителями и ребенком, тормозят его развитие. Бывает так, что родители не замечают, как превращаются в искусственных, не настоящих, чужих родителей. Такие родители фанатично удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного — истинной любви родителей, родители не чувствуют ребенка, они эмоционально глухи к его чувствам и переживаниям.

Из всего вышесказанного следует, что наличие взрослого рядом с ребенком недостаточно для его полноценного развития. При отсутствии эмоционального отклика, близости, доброжелательности, что составляет положительную эмоциональность значимого взрослого, ребенок теряет ощущение безопасности, испытывает сильный стресс. В таких взаимоотношениях у ребенка не закладывается базовое доверие к миру. Кроме того, возможны отставания в психическом развитии.

Отсутствие эмпатии и развитого эмоционального интеллекта со стороны родителя можно сравнить с ситуацией эмоциональной депривации, в которой ребенок не получает необходимой поддержки и защиты. У таких детей формируется эмоциональная отгороженность – сужение спектра эмоциональных реакций по отношению к окружающему миру. При работе с детьми, воспитывающимися в условиях недостаточной эмоциональности со стороны родителей, можно выделить характерные проявления отгороженности ребенка: стремление к уединению; эмоциональная поглощенность действиями, когда ребенок не интересуется социальными контактами, по приходу в детский коллектив сразу начинает играть игрушками; низкое речевое поведение, когда контактность со сверстниками снижена; псевдоглухота, когда ребенку необходимо несколько раз повторить одно и тоже для того, чтобы он обратил внимание; избегание зрительных контактов. Кроме того, для детей с эмоциональной отгороженностью характерны особенности межличностного взаимодействия, неумение продуктивно взаимодействовать с окружающими, обидчивость, неумение договариваться и следовать правилам. Таким образом, эмоциональная отгороженность ребенка влияет на социальное развитие, успешность взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Успешное воспитание ребенка невозможно без принятия и любви к нему, без знания его потенциальных возможностей, без правильного понимания его чувств, переживаний, и особенностей поведения.

Итак, мы рассмотрели психологические нужды ребенка, как эмоциональный контакт и установление эмоциональных связей, влияние этих связей на развитие ребенка. Они столь фундаментальны, что их значимость не утрачивается, оставаясь актуальной и в зрелом возрасте. Их дефицит приводит к снижению способности душевного и эмоционального общения с людьми, появлению определенных симптомов, которые часто наблюдаются у людей, выросших в неблагоприятной обстановке. Установление эмоционального контакта с родителями - необходимая предпосылка для проявления у детей способности к установлению близких эмоциональных отношений на всех возрастных этапах, успешным навыкам коммуникаций, способности распознавать свои и чужие эмоции и для здорового психологического развития личности в целом.

 

Список используемой литературы:

 


  1. Бриш К. Теория привязанности и воспитание счастливых людей – Изд. 4-е. – М.: Теревинф, 2022. – 208 с.
  2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон Плюс, 2019. – 272 с.
  3. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 160 с.
  4. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ, 2014. – 288 с.
  5. Карл Бриш. Биндунг-психотерапия: младенчество и ранний возраст (Консультирование и терапия,основанные на теории привязанности) – М.: Теревинф, 2019.– 204с.

Скачать сборник "Семейная Психология. Практическая помощь на любой случай жизни" полностью 

 

Профессиональное психологическое консультирование. Пиши!

 

Опубликовать свою статью