Генограмма. Влияние родовой системы на развитие человека

Генограмма. Влияние родовой системы на развитие человека

 

Нижегородова Александра Владимировна

Психолог

Нижегородова Александра Владимировна  Психолог

Все чаще в современном мире человек задается вопросами: «Почему я живу именно так? Что мешает достигнуть мне моих целей?»

Как правило, ответы начинают искать в себе, своих жизненных принципах, установках. Однако есть не менее интересный вариант – поиск ответов в семейной истории.

Помощь может оказать генограмма, метод, позволяющий познать себя через историю своей семьи.

Термин «Семейной диаграммы» был предложен доктором Морреем Боуэном в 1970-х годах, однако свою «известность» генограмма получила благодаря разработкам Моники Макголдрик и Ренди Герсона, в их трудах «Генограмма в оценке семьи» 1985 года.

Составление генограммы основано на знании семейной системы-своих предков, людей и родственников, значимых для семейной системы.

При составлении генограммы можно выявить повторяющиеся семейные сценарии, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на процессы принятия и осознанности собственного существования.

- медицинские сведения, повторяющиеся семейные болезни. Заболевания, которые могут иногда повторяться в семейной истории (диабет, алкоголизм, заболевания сердца). Позволит узнать возможные сложности в отношении здоровья, на что стоит обратить внимание в первую очередь;

- эмоциональные паттерны, чувства каждого члена семейной системы и их проявления. Открытость, восприимчивость, фобии, эпизоды депрессии или иные реакции. Поможет увидеть и преодолеть «унаследованные» паттерны. Ведь как правило, мы реагируем как в нас «заложили»;

- динамика внутрисемейных отношений, позволяет проследить отношения членов семейной системы друг к другу. Можно увидеть, как члены семьи на протяжении нескольких поколений преодолевали кризисы, справлялись со сложностями, какой была иерархия в решении вопросов, взаимоотношения с представителями рода;

-система семьи, существуют ли какие-то особые группы, которые держаться вместе, внутри одной семейной системы. Какие роли у каждого члена семьи, разводы, люди, исключенные из семейной системы (наркоманы, алкоголики и т.д.);

-ценности, семейные верования. Тот опыт, который мы невольно получаем, находясь в составе семьи. Как воспитывать и растить детей, чем зарабатывать на жизнь, как справляться со сложностями. Именно ценности и установки могут удерживать от раскрытия потенциала и ограничивать мышление;

-семья и общество, как семья видит себя в обществе. Представление, отождествление с иными системами. А также реакция общества на семью.

Составление генограммы приносит в жизнь человека поток новых открытий, как о своей семье, так и об имеющихся установках. Позволяет актуализировать ресурсное состояние, открывает дополнительные возможности для улучшения качества жизни человека и его потомков, снять ограничения и взглянуть на свое существование по-новому.

Рассмотрим в качестве примера достаточно обычное желание женщины в создании благополучной семьи и заглянем немного глубже в историю Ольги:

По материнской линии Ольги в четырех поколениях существовал такой тип семьи, в котором доминировала женщина, а мужчина либо отсутствовал, либо не брал на себя ответственность за семью. Женщины были ориентированы больше на общество, чем на семью. «Все для общества» – установки женщин этой семейной системы. Они были социально признаны и одобряемы. Но внутри семьи было неблагополучно. Отсюда и сформировалась потребность создать благополучную семью.

По отцовской же линии с точностью до наоборот, женщины были ориентированы больше на семью, на дом, на собственное хозяйство, чем на общество. Но прадеды были раскулачены, лишены хозяйства и убиты. Женщины были вынуждены скитаться с детьми. Основная установка женщин отцовской линии - «Все для семьи». Сформировалась потребность, чтобы семья была социально признана и социально благополучна.

Два этих Рода Ольги сошлись не случайно. Потребность одного привлекла к себе другой, в котором наработаны те качества, которые способствуют реализации потребности. И их потомок Оля озвучивает эту потребность: создать социально благополучную семью. Для реализации потребности в социально благополучной семье со стороны отца наработаны качества, необходимые для семейного благополучия, а по материнской линии наработаны качества, необходимые для того, чтобы эта семья была социально одобряемой, социально благополучной.

 

Список используемой литературы:


  1. Докучаев В.В., Докучаева Л.Н. Основы родологии: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010.- 190 с.
  2. Докучаев В.В., Докучаева Л.Н. Наследники Рода. Рок или благословение? - СПб.: ИК «Крылов», 2011. - 176 с. - (Серия «Семейный очаг»).
  3. Докучаева Л.Н., Докучаев В.В. Родовая культура семьи или зачем надо знать историю своего Рода. с.57-59 в книге «История семьи в истории страны»/ под общ. ред. доктора исторических наук, профессора А.Д. Плотникова.-М.: Издательство РГСУ, 2012.- 108 с.
  4. Шутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограмм. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 256 с.