Семья, как важнейший фактор и ресурс в профессиональном самоопределении подростка

Семья, как важнейший фактор и ресурс в профессиональном самоопределении подростка

Старцева Жанна Владимировна

Психолог

Якоб Жанна Владимировна  Психолог

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать детям. И чем взрослее становится ребенок, тем сильнее вопрос «Кем быть?» тревожит душу и разум подросшего ребенка и его родителей. Человек счастлив, если он занимается любимым делом.

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

В чем же причина этих неудач, разочарований молодых людей? И как семья связана с выбором профессии?

Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Очень часто они ориентируются на профессии родных и родственников. Так, например, и создаются трудовые династии, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «педагогом, как мама» или «сотрудником правоохранительных органов, как папа».

Актуальность детско-родительских отношений и выбора профессиональной деятельности ребенком является неизменной на протяжении развития психологии. Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разного установок, на построение жизненного пути в целом.

Профессиональный выбор осуществляется под влиянием двух групп психологических условий, которые транслируют (передают) родители: успешность их профессионального самоопределения и развитие их индивидуально-психологических проявлений. Каждое из данных условий обладает своими особенностями воздействия на профессиональный выбор подростка.

Если рассмотреть, то, с одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор, так как подросток не пытаясь понять и глубоко изучить, насколько профессия родителей, действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. А с другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети сотрудников правоохранительных органов - что необходимо всегда быть готовым, что может раздаться телефоннй звонок из дежурной части, так как где-то случилась беда. 

Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет и нравиться ли эта ему профессия.

Проблема выбора профессии в основном возникает в старшем школьном возрасте, который включает в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст - от 14 до 17 лет (8 - 11 классы).

Хотелось бы упомянуть, что такое подростковый возраст – это возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

В этом возрасте влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. В то же время подростки часто прислушиваются к мнению родителей, когда речь заходит об их будущем.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы.

Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…».

В большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. И в таком случае о бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

Можно выделить основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:

Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.

Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.

Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.

Часто родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый – ребенок», продолжают привычную «линию» поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное, то есть родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, - у ребенка могут возникнуть проблемы, как в настоящем, так и в будущем уже непосредственно тогда, когда он будет реализовывать свой проф.план.

Некоторые родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев, и сестер. Такое поведение приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. В таком случае подросток скорее всего будет выбирать профессию, где от него не потребуется больших затрат, как моральных, так и интеллектуальных, т.е. пойдет по пути наименьшего сопротивления.

У некоторых родителей звучит мотив, который выглядит как забота о ребенке, но фактически является отражением их тревожности, нетерпимости, а иногда и эгоизма («мы не можем ждать, пока он повзрослеет, мы должны поставить его на ноги, пока в силах»). Такие родители фактически перекладывают на ребенка свои проблемы, а эта дополнительная нагрузка может вызвать у ребенка стресс и, безусловно, не будет способствовать улучшению ситуации.

Давайте разберемся чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или ВУЗе?

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

Есть очевидные ошибки – например, неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Вроде бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее и вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном», «удобном», «беспроигрышном» устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению, профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой, пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от «своего» выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них: не сложилось, не удалось.

Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время, они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, которые выражаются в стремлении поступить «назло» родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам, и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

- Знания родителями интересов и потребностей ребенка;

- Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;

- Общаться с детьми нестандартно, естественно;

- Глубоко «по-настоящему» чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;

- Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

- Умение требовать, поощрять и наказывать.

Разобраться в себе, в своих личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья.

Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения «болячки». Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но, опять же, при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

Из вышеизложенного следует, что выбор профессии - это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье и огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать.

 

Список используемой литературы:

 


  1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2004-320с.
  2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 2006. - 160 с.
  3. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
  4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008. - 220с.
  5. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Академия, 2004. - С. 207-210.
  6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2005. - 235с.
  7. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Академия, 2004. - С.186-193.
  8. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008. - 400 с.
  9. Общая психология. /Под ред.В. В. Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - С.306-316.
  10. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В. Петровского. - Изд.2-е, доп. и перераб. - М.: Академия, 2006. - С.405-421.

Скачать сборник "Семейная Психология. Практическая помощь на любой случай жизни" полностью 

 

Профессиональное психологическое консультирование. Пиши!

 

Опубликовать свою статью