Сказкотерапия. Решение сказочных задач
Сакеева Гульнара Язахметовна
Психолог
Сказкотерапия многообразна. Ее делят на несколько направлений, в рамках которых решаются коррекционные, развивающие, психодиагностические и терапевтические задачи.
Подробнее рассмотрим терапевтическую форму. Она применяется в двух видах: библиотерапия и решение сказочных задач.
Остановимся подробнее на форме – решение сказочных задач.
Анализируя сказки, мы рассматриваем скрытые жизненные уроки. Однако можно специально создавать сказочные задачи для тренировки мышления и воображения, для сбора идей для разрешения проблем.
Решение сказочных задач «открытого» типа служит благородным целям сбора психодиагностического материала, развития творческого мышления и воображения. В понятие творческого мышления входит умение находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с наименьшими энергозатратами и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий ситуаций, поступков и решений. Наверное, без творческого подхода и мышления жизнь в конце старого и в начале нового тысячелетия была бы чрезвычайно затруднительна…[ 2, c. 38 ]
Решение сказочных задач часто используется в психолого-педагогической работе.
Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи - простимулировать процесс генерации идей для разрешения жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множества сторон найти как можно больше потенциальных решений. [ 1,c. 47].
Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. приводит следующий пример сказки
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь, царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда – ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что и прозвали ее люди Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы развеселить Царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?»
В этой простой задаче содержится непростой психологический вопрос - «Что вас огорчает, если в Вашей жизни стрессогенная ситуация?
И тут важно слушать, что отвечают дети.
Ответы могут быть самые разнообразные: «Ее поругали мама с папой», «Она была нездорова», «Она была одинока», «Она была в неволе», «Ее мама и папа часто ссорились».
В этих ответах содержится проекция травмирующих нас ситуаций. Таким образом, это свидетельствует, что в решении сказочных задач содержится проективная диагностическая информация для психотерапевтов и психологов.
Еще можно привести такой пример,
«Чтобы попасть на Волшебную лужайку, нужно пройти через железный темный лес. Он такой огромный, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает высокой стеной. Как попасть на Волшебную лужайку?
Алина: можно перепрыгнуть!
Психолог: Алина, у тебя хватит сил и смелости? Лес такой огромный, и деревья в нем высокие!
Алина. Да, он большой, но я могу перелететь его на волшебном ковре самолете!»
Ответы детей бывают разные. Задания могут быть направлены на то, чтобы не повторять ответы членов одной группы.
Таким образом, решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует и развивает вербальный язык. Он учится доходчиво, грамотно и правильно формулировать свои мысли.
Прекрасно, если сказочная задача, предлагаемая ребенку, отвечает следующим требованиям.
- Задачу предлагает какое-либо сказочное существо (Фея, Волшебник, Страж Сказочных Ворот, Баба Яга и пр.), в которого перевоплощается ведущий или кукла (об этом речь пойдет при рассказе о других направлениях сказкотерапии).
- Сказочные задачи служат испытаниями. Например, Страж Сказочных Ворот, встречая детей у входа в Сказочную страну, может сказать им: «Хочу я проверить тех, кто пришел сегодня ко мне в сказку. У нас здесь много непростых ситуаций, и нужно быть большими придумщиками, чтобы найти из них выход. Вот послушайте, что один раз приключилось с Иваном-Царевичем. Ехал как-то Иван-Царевич по чистому полю. Вдруг видит – камень стоит, а от того камня три дороги расходятся. На камне том написано: «Направо пойдешь – коня потеряешь. Налево пойдешь – сам погибнешь. Прямо пойдешь – ничего не найдешь» (примечание: надписи на камне можно менять, усложняя задачу). Вот вам вопрос: какую же дорогу выбрал Иван-Царевич и почему он ее выбрал?
Дети оказываются в ситуации выбора, в которой важны: опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с Миром. Обычно дети не теряются в ситуации выбора. Чаще всего они выбирают путь «Направо пойдешь – коня потеряешь», потому что, потеряв коня, Иван-Царевич может познакомиться с другим помощником и достичь своей первоначальной цели. Некоторые особенно изобретательные дети говорят, что лучший путь – это путь «Прямо пойдешь – ничего не найдешь». Они утверждают, что Иван-Царевич не ищет «Ничего», поэтому если он пойдет по этому пути, он «Ничего» не найдет, но найдет многое другое. Часто дети выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора того или иного пути. Для таких занятий полезно иметь маленькие призы или жетоны, которые можно выдавать тем, кто назовет больше всего аргументов в пользу того или иного пути.
- Ситуация не должна иметь «правильного» ответа, который известен только взрослому ведущему.
- Образы, герои и события задачи должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.
- Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему («зашифрованную» в образном ряде сказки). Например, преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась проблеманерешительности, страха проявить себя), взаимопомощи и взаимодействия (особенно если ребенку свойственен «не проработанный эгоцентризм»), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. п.
- Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и проследить причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то). [2,c. 38]
Решение сказочных задач может быть использовано не только в психолого-педагогической работе, но и на детских праздниках. Специалисты, работающие с подростками, могут использовать сказочные задачи в коммуникативных тренингах. В таком случае тренинговые ситуации лучше упаковывать в сказочную форму.
Задачи бывают очень многоплановыми.
Для примера приведу несколько сказочных ситуаций из книги Евстигнеевой – Зинкевич Т.Д. «Формы и методы работы со сказками»:
- Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе Яге, чтобы заработать Меч-Кладенец. А Баба Яга очень хитрой была: всем, кто хотел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала. Какое задание она дала Ивану-Царевичу и почему?
- Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти да белый свет посмотреть. Ехал, ехал да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идет Старичок-Лесовичок, от голода спотыкается. Что делать Ивану-Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?
- В одной сказочной стране есть Огненнаярека. Ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти Огненную реку? Как ты думаешь, откуда взялась такая река в этой стране?
- Приехал Иван-Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провел по ней Огненным пальцем, и голова на старое место встала. Что нужно сделать Ивану-Царевичу, чтобы одолеть Змея Горыныча?
- Долго ехал Иван-Царевич и наконец приехал к замку Кощея Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана – Василиса Прекрасная. Но не просто войти в замок – ведь охраняет его злой бессмертный Дракон. Как Ивану-Царевичу войти в замок?
- Шел Иван-Царевич по лесу заповедному и подошел к избушке на курьих ножках. Сказал он слова волшебные, чтобы она к нему повернулась (кстати, какие это слова?). Избушка повернулась и вышла к нему Баба Яга. «Ага, коли ты сам ко мне пожаловал, дам я тебе три задания. Не выполнишь – голова с плеч!» Какие задания опадала Ивану-Царевичу, и зачем ей нужно было, чтобы он делал именно это?
- У одной сказочной Принцессы случилось несчастье – Дракон похитил ее сестру. Пошла Принцесса разыскивать свою сестру любимую. Шла через поле, шла через лес – долго шла, да всю еду, что из дома взяла, съела. Остался у нее только один пирог. Приготовилась она покушать, как откуда ни возьмись –, прибежали Муравьи и стали у нее есть просить. Что сделала Принцесса?
- В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?
- Далеко-далеко, там, где холодно и живут сильные ветры, есть Туманные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Тролли. Это неприятные сказочные существа. Они очень любят путешественникам разные неприятности доставлять. То камень на голову норовят сбросить, то узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как вы думаете, почему Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что можно сделать, чтобы пройти через Туманные Горы?
- В далекой Сказочной стране есть Железный лес. Как вы думаете, кто все заколдовал и почему? Почему именно в железо все заколдовано?
- Победил храбрый Солдат Дракона. Забрал он с собой все сокровища, что хранились в Драконовых тайниках, и поехал домой. Он был уверен, что его приключения закончились. Но вдруг… Что могло случиться с храбрым Солдатом и почему?
- Под землей, в горах, живут маленькие человечки с длинными бородами. Это Гномы. Они добывают золото и драгоценные камни.
Как вы думаете, что потом Гномы делают с золотом и драгоценными камнями? Расскажите подробно.
- В одной сказочной стране жил-был старый Король. И была у него дочь единственная – красоты неописуемой. Шло время, и Король чувствовал, что у него становится все меньше и меньше сил для того, чтобы управлять страной. И решил он тогда выдать дочь замуж за человека достойного, который мог бы управлять страной вместо старого Короля. Много женихов сваталось к Принцессе, но всем она отказывала. Как вы думаете, почему? Что хотела Принцесса? Какими качествами должен обладать тот, кто будет управлять страной вместо старого Короля?
- На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди говорили, что раньше Чудо-Юдо было прекрасным Принцем. Как вы думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы его расколдовать?
- На одном волшебном озере жила Царевна-Лебедь. Днем она плавала по озеру, как прекрасный белый лебедь, а ночью сбрасывала лебединые перья и превращалась в красивую девушку. Была она заколдована. Узнал об этом один Принц. И решил помочь Царевне-Лебедь. Ночью, когда царевна скинула с себя лебединые перья и превратиласьв девушку, он тихонько собрал все перья и бросил в костер. Помог Принц Царевне-Лебедь или навредил? Придумайте, что случилось потом.
- Женился Иван-Царевич на Марье Моревне. И остался у нее жить. Случилось как-то Марье Моревне по делам уехать. Перед отъездом отдала она Ивану-Царевичу ключи от всех комнат и сказала: «Ты можешь везде ходить, но только за ту маленькую дверь не заглядывай». Сказала и уехала. Что сделал Иван-Царевич? Почему нельзя было заглядывать за маленькую дверь?
- Захотел Кощей Бессмертный жениться на Василисе Прекрасной и задумал ее похитить. Птицы лесные рассказали об этом коварстве Василисе. Стала Василиса думать, как Кощея перехитрить и себя в обиду не дать. Что придумала Василиса Прекрасная?
- Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят, что Баба Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба Яга иногда бывает злой и коварной?
- После долгого путешествия и опасных приключений приехал Иван Царевич домой. Заходит он во дворец – но никто его не узнает и не здоровается. Что произошло, почему никто не узнает Ивана-Царевича?
- За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?
- Приехал Иван-Царевич во дворец Василисы Премудрой, потому что дала Василиса Ивану слово, что выйдет за него замуж. Василиса жениха накормила, напоила и спать уложила. Наутро она ему и говорит: «Только тогда выйду за тебя замуж, когда ты искупаешься сначала в чане горячего молока, а потом в чане с ледяным молоком». Зачем ей это нужно? Что будет с Иваном-Царевичем, если он сделает это? [2,c.42]
В окончании дополню, что в процессе решения сказочных задач с детьми не следует подвергать критике их ответы. Скорее всего, ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались. Ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок будет думать более творчески.
Список используемой литературы:
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками –СПб.:Речь, 2008
Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"
Психологическое консультирование опытными психологами
Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press