Сказкотерапия в работе со страхами

Сказкотерапия в работе со страхами

Пашкова Анна Вячеславовна

Психолог

Пашкова Анна Вячеславовна  Психолог

«Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой».

(Ханс Кристиан Андерсен)

 

Страхи… Что они значат в нашей жизни, когда появляются и какую функцию несут? А главное, чем полезна сказка в вопросе преодоления страхов? Об этом пойдет речь в данной статье.

Как правило, понятие страх носит в сознании человека именно отрицательное значение, ведь страх – это негативная эмоция, которую испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Угроза может быть реальной или воображаемой. Когда мы говорим про детские страхи, то в основном речь идет о воображаемых опасностях – таких как монстры, чудовища и т.д. Также это страхи, которые появляются из информации от взрослых – «будешь капризничать – вызову доктора с уколом», «не будешь слушаться – придет полицейский и заберет тебя», «хватит плакать, а то услышит и придет Баба Яга \ Бабайка \ Серый волк и т.д.».

Негативный посыл значимого и не только значимого взрослого, пропущенный через фильтр яркого воображения ребенка, может надолго остаться в подсознании человека в виде страхов.

Но если задуматься, изначально страх оберегает нас от опасности и вполне может считаться одной из лучших защит, подаренных нам мудрой природой.

Детские страхи – это обычные явления, которые имеют важное значение для детского развития. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, неправильного поведения взрослых, незнания ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличия у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает познавать окружающий его мир. 

Выделяют следующие возрастные страхи с примерными возрастными цифрами:

 - 8-10 мес. - страх перед незнакомыми людьми;

- 1 год - страх одиночества;

- 1 год 6 мес. - страх долгого отсутствия мамы, домашнего шума, врачей, уколов;

- 2 года - страх наказания родителями, транспорта, некоторых животных, уколов, больниц;

- 3-4 года - страхи перед сказочными и мультипликационными персонажами, уколами и болью, страх крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства;

- 5-7 лет - страх собственной смерти, смерти родителей, различных виртуальных персонажей, страшных снов, нападения, войны, огня, пожара;

- 7-8-лет - у детей наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?» - возрастные проявления навязчивости, тревожности. Они боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям; страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Помимо «школьных» страхов - сделать ошибку, конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны для детей этого возраста типичен страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения;

- с 8 лет - для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности и выраженной в этом возрасте внушаемости.

- от 11 до 16 лет - страхи подростков: страх быть не собой, страх изменения, страхи нападения, пожара, стихии, страхи заболеть и замкнутого пространства – в основе – страх смерти.

Детский страх не рождается на пустом месте. Причинами детских страхов могут служить:

- воображение ребенка. Детское воображение легко рисует монстров под кроватью, призраков в темных уголках дома, чудовищ за окном.

- личный опыт. Бывает, малыш пережил какое-нибудь неприятное событие. Например, купаясь в ванне, нахлебался воды и сильно испугался. Есть большая вероятность, что в будущем ребенок будет бояться воды.

- запугивание. Запугивания ребенка всевозможными злодеями, будь то сказочные персонажи или злые дяди и тети, тоже могут быть причиной детских страхов.

- взрослые разговоры. Взрослых разговоров и обсуждений масштабных катастроф и катаклизмов в присутствии ребенка лучше избегать. Также не стоит при ребенке включать негативные передачи, новости, фильмы о войнах, насилии.

- чрезмерная опека. Чрезмерное желание уберечь своих детей от опасностей окружающего мира. Или наоборот – родители искусственно помогают преодолевать страхи: сталкивают в воду для преодоления страха плавания или зажигают свечи, когда ребенок боится огня, что может укрепить страх.

- тревожность у родителей. Когда родители встревожены, сами многого боятся, это часто транслируется ребенку.

- конфликты в семье. Ссоры и конфликты в семье тоже способствуют возникновению детской тревоги, которая может проявляться в различных страхах.

- завышенные требования к ребенку. Дети, к которым предъявляют завышенные требования, чаще всего отказываются выступать, высказывать свое мнение и т.д., потому что боятся сделать плохо, не так.

Итак, какое же место занимает сказка при работе со страхами? Сказкотерапия — метод, который зарекомендовал себя как один из самых эффективных в проживании детских страхов и психологических детских травм. Когда дети слушают сказки, они так сильно проникаются историями героев, что начинают воспринимать жизнь и отношения с окружающими по-другому — объективно и безопасно. Маленький ребенок идентифицирует себя с главным героем, поэтому его история, чувства и поступки, которые тот совершает, кажутся знакомыми и понятными. Сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».  Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия — это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны...

«Язык сказки метафоричен, близок и понятен малышам, что позволяет им воспринимать ее естественно, без усилий. Это дает возможность добраться до подсознания, узнать желания и мечты ребенка, проработать даже глубоко спрятанные эмоции и страхи ребенка».

Такие исследователи, как А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан и др. утверждают, что именно сказкотерапия помогает бороться с детскими страхами. По мнению И. В. Вачкова, сказкотерапия позволяет развить самосознание, стать самим собой и построить доверительные отношения с окружающими. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого. Во время работы над сказкой ребенок получает способы борьбы с собственными страхами, его эмоциональный мир становится более ярким и радужным. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, сказка помогает найти выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов. Все это положительно влияет на коррекцию страхов в детском возрасте. Многие исследователи говорят о том, что сказка помогает справиться и со стрессовыми нагрузками. Знакомство ребенка со сказкой, инсценировка сюжета способствуют развитию психических функций и творческих способностей, помогает избавиться от страхов, агрессии и тревожности.

Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева считает, что сказкотерапия базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных.


  1. Художественные — сказки, мифы, притчи, имеющие психокоррекционный и психотерапевтический аспекты;
  2. Психотерапевтические — сказки, стимулирующие процесс личностного роста. Такие сказки не всегда имеют счастливый конец, но всегда очень глубоки и проникновенны.
  3. Психокоррекционные — сказки, оказывающие мягкое влияние на поведение ребенка, при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является продуктивное влияние на решение детьми психологических проблем, одним из последствий, которого должно стать изменение поведения. Эти сказки ограничены по возрасту и проблематике.
  4. Дидактические — сказки создаются педагогами и раскрывают смысл определенных знаний. Такие сказки формируются для «упаковки» тренировочного, учебного материала. Присутствие абстрактных знаков (чисел, букв, звуков, арифметических действий) одушевляются, формируется вымышленный, сказочный облик мира, в котором они обитают.
  5. Медитативные сказки направлены на снятие психоэмоционального напряжения. Главной особенностью таких сказок является отсутствие в них конфликтов и злых персонажей.



Работа со страхами производится через психокоррекционную и психотерапевтическую работу со сказкой.

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующий алгоритм психокоррекционной сказки:


  1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку: по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
  4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру
    психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр.



Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.


  1. Герой становится на путь изменений.



Данный алгоритм применяется как для самостоятельного написания сказок, так и для подбора готовых.

В настоящее время существует множество форм работы с данными сказками. Рассмотрим некоторые из них:


  1. Интерпретация сказок заключается в воспроизведении сказочной ситуации, сюжета.
  2. Рассказывание сказок может проходить по двум принципам: рассказывать может сам ребенок или рассказчик - взрослый (психолог, родитель).
  3. Сочинение сказок — ребенок сочиняет сказку на основе своих страхов, тревог, радостей, печалей.
  4. Переписывание сказки — ребенок выбирает для сказки такой конец, который наиболее соответствует его внутреннему состоянию.
  5. Постановка (разыгрывание) сказок — важный компонент в сказкотерапии. Существует множество видов постановок, каждые из которых предполагают разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок.
  6. Сказочная имидж-терапия — в сказочном образе ребенок может изобразить то, чего он боится.
  7. Сказочное рисование — основано на тематическом рисовании, которое помогает изучить внутренний мир ребенка, понять, что ему не хватает, что пугает в жизни.
  8. Использование танцев в сказкотерапии — эта форма направлена на раскрепощение ребенка. Именно в танце ребенок может показать то, что его волнует, пугает.



Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с индивидуальностью ребенка. Сказкотерапия позволяет выявлять детские страхи, улучшать эмоциональное состояние ребенка, корректировать межличностное взаимодействие с окружающими.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

При работе со страхами через сказку важно помнить о следующих нюансах:

- важно, чтобы между ребенком и взрослым был выстроен доверительный контакт;

- пространство вокруг ребенка должно быть безопасным.

В своей работе я часто сталкиваюсь со страхом публичных ответов и выступлений среди детей дошкольного и школьного возраста. Примечательно, что даже подростки отмечают особое влияние раннего негативного опыта, который в последующем накладывает отпечаток на уверенность ребенка в себе, в личностном проявлении себя, в ситуации публичных ответов. 

Рассмотрим работу с данной категорией страхов на примере сказки «Волнительный концерт» для тех, кто волнуется перед выступлением, автор Ольга Колпакова (для детей 2-5 лет).

В морском детском саду все готовились к празд­ничному концерту. У каждого свой номер. Морской конек покажет фокусы. Рыба-клоун ра­зыграет смешную сценку. Даже губка будет участ­вовать — устроит театр теней. А дельфинчику Гек­тору дали стихотворение. И он его хорошо выучил.

И вот все мамы, папы и другие родственники собрались на праздничный концерт. Даже те­тушка Большерот приплыла. Тетушке Большерот все всегда не нравится. Она так любит делать за­мечания.

Каждому артисту громко хлопали. Приближа­лась очередь Гектора.


  • «Я боюсь», —прошептал Гектор. Плавники у него стали потные. Дышал дельфинчик так, словно за ним гналась тетушка Большерот и го­ворила: «У тебя плохо получилось!»
  • «Не волнуйся», —сказала мама. — Ты же все выучил. Ты знаешь каждое слово.
  • «Не волнуйся!» —сказал папа. — Ты большой и смелый!



Но Гектору это не помогало. Он очень волно­вался. А вдруг он забудет слова, и тетушка Боль­шерот скажет сердито: «Ты что, воды в рот на­брал?»

А когда волнуешься ты? Может быть, тоже перед выступлением? Или когда нужно что-то спросить у незнакомого человека? Покажи мне свой страх!

Мама, папа и Гектор тихонько вышли из зала. Гектор погулял и попрыгал. Уж это он умел делать прекрасно. И никогда не волновался.

Ты тоже можешь присесть, попрыгать и побегать! (предложить ребенку назвать свой вариант действия).

Гектор уже не так сильно боялся. Но когда они вернулись к сцене, дельфинчик опять начал вол­новаться.


  • ««Малыш»», —сказали папа и мама. — А теперь пришло время сделать тебе подарок.



Перед выходом на сцену мама протянула Гек­тору ракушку.


  • «Это волшебная ракушка», —сказала она. — Ее завитки сделают из страшного волнения волне­ние радостное.



Папа показал, как нужно тихо, но долго подуть в ракушку. Он набрал побольше воздуха и медленно и долго выдыхал в нее так, что ракушка начала издавать гулкий звук.

Давай мы с тобой попробуем подуть в ракушку! Дуй и дыши так всегда, когда волнуешься.

Гектор взял ракушку. Он вдыхал и выдыхал. Вдыхал и выдыхал.

Его тревога становилась все меньше. И Гектор чувствовал себя все уверенней. Ведь даже если он забудет слова, папа и мама подскажут. А еще он будет держать рядом ракушку. И представ­лять, что рассказывает стихотворение не боль­шому залу и страшной тетушке Большерот, а папе с мамой.

Гектору хлопали так же громко, как всем остальным артистам. А тетушка Большерот так и проспала весь концерт на заднем ряду. Правда, она недовольно похрапывала во сне, но Гектору это не помешало!

Давай мы тоже похлопаем в ладоши. Пусть это будут аплодисменты для Гектора. А еще для тебя! Ты ведь тоже хочешь что-то исполнить?

 

Список использованной литературы:

 


  1. 50 терапевтических сказок и игр: от капризов, страхов и агрессии/ под общ. ред. Ю.А.Кокшаровой. – 2-е изд. – Челябинск: Умница, 2023. - 288с.
  2. Бородич И. Ю. Использование сказкотерапии в коррекционно - развивающей работе [Текст]: учебно-методическое пособие /. — Барановичи: РИО БарГУ, 2007. — 113 с.
  3. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку — М.: Ось — 89, 2001. — 144 с.
  4. Захаров А. И. Неврозы у детей. — СПб.: Дельта, 1996. —480 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основысказкотерапии — СПб: Речь, 2006. — 170 с.
    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии — СПб.: «Речь», 2000. - 310с.




Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"

 

Психологическое консультирование опытными психологами

 

Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press