Влияние эмоциональной депривации в раннем возрасте на качество жизни в современном мире
Детский психолог. Психолог-педагог в ГБУ ЛО «Сиверский ресурсный центр»
Эмоциональная депривация (от лат. deprivatio — лишение) — это психологическое состояние, возникающее в результате длительного недостатка эмоционального отклика, тепла и поддержки со стороны значимых людей (обычно родителей или опекунов), необходимых для здорового развития личности.
Дефицит эмоционального контакта, формирует: отсутствие проявлений любви (объятий, слов поддержки), игнорирование эмоциональных потребностей ребенка, холодность и дистантность в отношениях.
Понятие э.д.* делится на несколько видов и типов.
виды депривации:
- Абсолютная: полное отсутствие эмоциональной связи (дети в детдомах, ресурсных центрах).
- Относительная: недостаточное качество или нестабильность привязанности.
Типы депривации:
Недостаток эмоционального контакта между ребенком и значимыми взрослыми (родителями, опекунами), может проявляться в разных формах:
- Полное отсутствие привязанности (например, у детей в детских домах).
- Холодность и отстраненность родителей (эмоциональное пренебрежение).
- Нестабильная забота (чередование гиперопеки и равнодушия).
Наиболее разрушительной э.д.* является в раннем детстве (0-5 лет), когда формируется базовая привязанность. Эмоциональная депривация — это не разовое событие, а хроническое состояние, формирующее устойчивые паттерны психического функционирования. В раннем возрасте она приводит к трудностям в построении отношений, тревожности и низкой самооценке во взрослой жизни. Недостаток любви и поддержки в детстве формирует паттерны поведения, мешающие адаптации в социуме.
- Факторы жизни в современном мире, которые негативно влияют на последствия э.д.*.
В современном мире человек каждый день сталкивается с множеством факторов, к которым необходимо адаптироваться. Сложность в том, что психика не успевает переработать одни события, как тут же появляются новые, которые накладывают еще больший стресс и увеличивают ответственность за собственное психическое здоровье.
Разберем самые основные негативные факторы:
- Информационная перегрузка. Постоянный поток новостей (часто негативных), которые приводят к эмоциональному выгоранию и хронической тревожности, отбрасывая человека на стратегии выживания.
- Многозадачность, которая снижает способность концентрироваться и осознавать свои чувства здесь и сейчас.
- Цифровая коммуникация, где происходит замена живого общения мессенджерами и формирует дефицит эмоционального отклика. Соцсети провоцируют сравнение себя с другими, формируют потребность в постоянном одобрении (лайки, комментарии).
- Изменение социальных норм, где подавление «неудобных» эмоций (грусть, страх), формируют так называемый культ успеха и продуктивности. При этом можно наблюдать любопытный парадокс: при общей открытости к психологии многие до сих пор считают слабостью обращение за помощью.
- Физиологические факторы: хронический стресс, который повышает уровень кортизола и приводит к эмоциональной нестабильности; недостаток сна и неправильное питание, которые оказывают влияние на нейромедиаторы (серотонин, дофамин).
Проанализировав данные факторы, можно сделать вывод о том, что современная внешняя среда, напрямую влияет на качество жизни и способность саморегуляции. Последствия неконтролируемых эмоций затрагивают множество сфер жизни и создают проблемы в личных отношениях (конфликты, одиночество, эмоциональные качели и т.д.); продуктивности на работе (выгорание, проблемы с коллегами, отсутствие устойчивости к стрессовым ситуациям и т.д.); физическом здоровье (психосоматика, колебания веса, мигрени, болезни ЖКТ, бессонница и т.д.); психическом здоровье (панические атаки, депрессия, тревожность и т.д.).
Контроль эмоций в современном мире требует осознанных усилий: от работы с мышлением до регуляции образа жизни. Хорошая новость заключается в том, что развивать эти навыки можно в любом возрасте.
- Последствия и статистика.
- По данным статистики ВОЗ, около 25% взрослых испытывают последствия детской депривации (Источник: доклад ВОЗ "Child Maltreatment Prevention" (2020), год исследования: обобщенные данные 2015-2019 гг. по 28 странам).
- Исследование Harvard University (2020) показало, что у 60% людей с депрессией в анамнезе была эмоциональная депривация (Исследование: "The Lifelong Effects of Early Childhood Adversity" (2020), выборка: 10,000 человек в США (2016-2019)).
- В России (данные НИИ психиатрии) около 30% детей в неблагополучных семьях страдают от депривации (Источник: отчет НИИ психиатрии им. Сербского, год: 2019 (опубликован в 2020), выборка: 5,200 семей из 12 регионов РФ)).
Влияние на развитие мозга и психики:
Исследования (Teicher et al., 2003) показывают, что у детей, переживших депривацию: уменьшается объем гиппокампа (отвечает за память и эмоции), нарушается развитие префронтальной коры (контроль импульсов, принятие решений), повышается уровень кортизола (гормона стресса), что ведет к тревожности и депрессии.
Психологические последствия: тревожные расстройства (паническое расстройство, социальное расстройство, ПТСР и др.); депрессия (из-за низкого уровня серотонина); диссоциация (отстраненность от своих эмоций); склонность к зависимостям (алкоголь, наркотики, игромания).
Влияние на сексуальность:
Эмоциональная депривация в детстве не просто влияет на сексуальность — она может переписать сценарий интимной жизни, превращая естественное желание в минное поле страхов и противоречий. Например «Я не имею права хотеть», формируя запрет на желание и чувство вины за удовольствие. Выученная беспомощность, если в детстве потребности ребенка игнорировали, тело забывает, как хотеть. Секс становится механическим актом «для партнера» и этот факт влияет на отношения и качество жизни в целом. Чувство удовлетворенности отсутствует, подавленность становится иллюзией нормы, и все это вызывает «феномен сексуальной анестезии», когда тело есть, а ощущений нет. Как будто отключили проводки.
У детей, оставшихся без попечения родителей, с опытом бродяжничества или жестокого обращения, зачастую наблюдается обратный эффект, где половой акт - защитный механизм психики, в котором потребность во внимании и признанийй закрывается сексуализированным поведением. В данном случае, стыд и вина за свое поведение редко наблюдается. Нарушенная привязанность и отсутствие здорового опыта в отношениях с родителями, формирует искаженное восприятие действительности и отсутствие моральных ценностей.
Для некоторых из них любовь может быть равна боли и страданиям и тогда выбор токсичных отношений - частый сценарий, в котором человек находится в зоне «комфорта», запускается программа: «Если не болит — значит, не люблю».
Секс используется как доказательство, терпеть нежелательные практики, лишь бы «удержать», заслужить любовь. В иных случаях может проявиться «синдром спасателя», где вместо расслабления приходит гиперконтроль, а в приоритет становится доставить удовольствие, а не получить.
Конечно, это не «поломка» — это адаптация. Тело и психика спасали в детстве и во взрослой жизни система защиты выстраивает схемы восприятия и реакций, основываясь на опыте. Мозг пластичен. Да, нейронные пути, проложенные в детстве, стали хайвеями. Но можно построить новые дороги — через терапию, осознанность и медленное переучивание себя, найдя собственную мотивацию к изменениям.
Влияние на способность быть родителем:
Во взрослой жизни человек с данной травмой, желает быть «хорошим родителем» и вырастить своих детей в любви и заботе. На пути к реализации этого плана, всплывают препятствия, с которыми крайне сложно справляться.
Рассмотрим на примерах:
- «Я не знаю, как любить»: родитель-робот:
- Механическая забота (кормлю, одеваю, делаю уроки — но не могу проявить тактильность).
- Страх нежности (физический контакт вызывает дискомфорт «Меня не обнимали — и я не умею»).
- Запрет на эмоции: «Хватит реветь!», когда собственные эмоции были под запретом.
- Чередование крайностей: от холодности до удушающей любви:
- Цикл нестабильности «Сегодня игнор, завтра гиперопека».
- Эмоциональный шантаж «Я для тебя все, а ты…».
- Травмирующая гиперопека «Главное, чтобы не почувствовал то же, что и я».
- Слепая зона: что НЕ видит травмированный родитель:
- Не распознаёт эмоции ребёнка (низкий эмоциональный интеллект «Он напуган или голоден?»
- Путает потребности (вместо поддержки даёт советы «Решай свои проблемы сам»).
- Повтор поведения абьюза («меня так воспитывали, и ничего — вырос»).
Все эти примеры паттернов поведения являются неэффективными в вопросе воспитания здоровой личности, которые требуют осознанности и коррекции.
- Заключительная часть.
Эмоциональная депривация, пережитая в детстве, не делает человека заложником судьбы. Холодность родителей оставляет шрамы, но именно осознание этих ран дает невероятное преимущество — возможность сознательно переписать семейный сценарий.
В современном мире, помимо негативных факторов, также существуют положительные, которые позволяют делать выбор в пользу счастливой жизни и дают все ресурсы для успешной коррекции. Достаточно объемное количество научной литературы, которая дает знания и практические рекомендации, услуги психологов и психиатров (при необходимости), организации, которые занимаются групповой коррекцией, объединяя людей с общей задачей. Это малая часть того, как можно менять негативные сценарии, паттерны поведения, искаженное восприятие и.т.д.
«Ребёнок, который знает, что его мать доступна и отзывчива, обладает сильным и прочным чувством безопасности — и склонен исследовать мир с большей уверенностью.» (Джон Боулби «Теория привязанности»)
*э.д. – эмоциональная депривация
Ссылки и контакты автора статьи:
- Вконтакте: https://vk.com/ksanfik
- Телеграмм: https://t.me/OxiLevhonok
- Телеграмм канал «Территория детства без нравоучений»: https://t.me/+jQ_VTUWxslZkNDUy
Список используемой литературы:
- Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с. — Тираж: 5 000 экз.
- Ван дер Колк Б. Тело помнит всё: Психология травмы / Пер. с англ. — М.: Бомбора, 2021. — 464 с. — Тираж: 3 000 экз.
- Миллер А. Драма одаренного ребенка / Пер. с нем. — М.: Академический проект, 2019. — 192 с. — Тираж: 2 500 экз.
- Харлоу Г. Природа любви (в сборнике «Психология привязанности») — СПб.: Питер, 2008. — 320 с. — Тираж: 4 000 экз.
- Селигман М. Беспомощность / Пер. с англ. — М.: Смысл, 2017. — 340 с. — Тираж: 1 500 экз.
- Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у детей и подростков — М.: Генезис, 2020. — 320 с.
- НИИ психиатрии им. Сербского Отчет по детской депривации в РФ — М., 2019. — Тираж: 500 экз. (для служебного пользования).
Скачать сборник "Эмоции современного общества. Трудности, нарушения, расстройства. Помощь психолога"
Профессиональная психологическая помощь - пиши!