Влияние эмоциональной депривации в раннем возрасте на качество жизни в современном мире

Влияние эмоциональной депривации в раннем возрасте на качество жизни в современном мире

Левчонок Оксана Сергеевна

 Детский психолог. Психолог-педагог в ГБУ ЛО «Сиверский ресурсный центр»

Левчонок Оксана Сергеевна   Детский психолог. Психолог-педагог в ГБУ ЛО «Сиверский ресурсный центр»

   Эмоциональная депривация (от лат. deprivatio — лишение) — это психологическое состояние, возникающее в результате длительного недостатка эмоционального отклика, тепла и поддержки со стороны значимых людей (обычно родителей или опекунов), необходимых для здорового развития личности.


   Дефицит эмоционального контакта, формирует: отсутствие проявлений любви (объятий, слов поддержки), игнорирование эмоциональных потребностей ребенка, холодность и дистантность в отношениях.


Понятие э.д.* делится на несколько видов и типов.

 виды депривации:

- Абсолютная: полное отсутствие эмоциональной связи (дети в детдомах, ресурсных центрах).

- Относительная: недостаточное качество или нестабильность привязанности.


Типы депривации:

   Недостаток эмоционального контакта между ребенком и значимыми взрослыми (родителями, опекунами), может проявляться в разных формах:


  • Полное отсутствие привязанности (например, у детей в детских домах).
  • Холодность и отстраненность родителей (эмоциональное пренебрежение).
  • Нестабильная забота (чередование гиперопеки и равнодушия).


   Наиболее разрушительной э.д.* является в раннем детстве (0-5 лет), когда формируется базовая привязанность.  Эмоциональная депривация — это не разовое событие, а хроническое состояние, формирующее устойчивые паттерны психического функционирования. В раннем возрасте она приводит к трудностям в построении отношений, тревожности и низкой самооценке во взрослой жизни. Недостаток любви и поддержки в детстве формирует паттерны поведения, мешающие адаптации в социуме.



  1. Факторы жизни в современном мире, которые негативно влияют на последствия э.д.*.


   В современном мире человек каждый день сталкивается с множеством факторов, к которым необходимо адаптироваться. Сложность в том, что психика не успевает переработать одни события, как тут же появляются новые, которые накладывают еще больший стресс и увеличивают ответственность за собственное психическое здоровье.


   Разберем самые основные негативные факторы:


  • Информационная перегрузка. Постоянный поток новостей (часто негативных), которые приводят к эмоциональному выгоранию и хронической тревожности, отбрасывая человека на стратегии выживания.
  • Многозадачность, которая снижает способность концентрироваться и осознавать свои чувства здесь и сейчас.
  • Цифровая коммуникация, где происходит замена живого общения мессенджерами и формирует дефицит эмоционального отклика. Соцсети провоцируют сравнение себя с другими, формируют потребность в постоянном одобрении (лайки, комментарии).
  • Изменение социальных норм, где подавление «неудобных» эмоций (грусть, страх), формируют так называемый культ успеха и продуктивности. При этом можно наблюдать любопытный парадокс: при общей открытости к психологии многие до сих пор считают слабостью обращение за помощью.
  • Физиологические факторы: хронический стресс, который повышает уровень кортизола и приводит к эмоциональной нестабильности; недостаток сна и неправильное питание, которые оказывают влияние на нейромедиаторы (серотонин, дофамин).


   Проанализировав данные факторы, можно сделать вывод о том, что современная внешняя среда, напрямую влияет на качество жизни и способность саморегуляции. Последствия неконтролируемых эмоций затрагивают множество сфер жизни и создают проблемы в личных отношениях (конфликты, одиночество, эмоциональные качели и т.д.); продуктивности на работе (выгорание, проблемы с коллегами, отсутствие устойчивости к стрессовым ситуациям и т.д.); физическом здоровье (психосоматика, колебания веса, мигрени, болезни ЖКТ, бессонница и т.д.); психическом здоровье (панические атаки, депрессия, тревожность и т.д.).


   Контроль эмоций в современном мире требует осознанных усилий: от работы с мышлением до регуляции образа жизни. Хорошая новость заключается в том, что развивать эти навыки можно в любом возрасте.


  1. Последствия и статистика.
  • По данным статистики ВОЗ, около 25% взрослых испытывают последствия детской депривации (Источник: доклад ВОЗ "Child Maltreatment Prevention" (2020), год исследования: обобщенные данные 2015-2019 гг. по 28 странам).
  • Исследование Harvard University (2020) показало, что у 60% людей с депрессией в анамнезе была эмоциональная депривация (Исследование: "The Lifelong Effects of Early Childhood Adversity" (2020), выборка: 10,000 человек в США (2016-2019)).
  • В России (данные НИИ психиатрии) около 30% детей в неблагополучных семьях страдают от депривации (Источник: отчет НИИ психиатрии им. Сербского, год: 2019 (опубликован в 2020), выборка: 5,200 семей из 12 регионов РФ)).



Влияние на развитие мозга и психики:

    Исследования (Teicher et al., 2003) показывают, что у детей, переживших депривацию: уменьшается объем гиппокампа (отвечает за память и эмоции), нарушается развитие префронтальной коры (контроль импульсов, принятие решений), повышается уровень кортизола (гормона стресса), что ведет к тревожности и депрессии.

   Психологические последствия: тревожные расстройства (паническое расстройство, социальное расстройство, ПТСР и др.); депрессия (из-за низкого уровня серотонина); диссоциация (отстраненность от своих эмоций); склонность к зависимостям (алкоголь, наркотики, игромания).


 Влияние на сексуальность:

   Эмоциональная депривация в детстве не просто влияет на сексуальность — она может переписать сценарий интимной жизни, превращая естественное желание в минное поле страхов и противоречий. Например «Я не имею права хотеть», формируя запрет на желание и чувство вины за удовольствие. Выученная беспомощность, если в детстве потребности ребенка игнорировали, тело забывает, как хотеть. Секс становится механическим актом «для партнера» и этот факт влияет на отношения и качество жизни в целом. Чувство удовлетворенности отсутствует, подавленность становится иллюзией нормы, и все это вызывает «феномен сексуальной анестезии», когда тело есть, а ощущений нет. Как будто отключили проводки.


    У детей, оставшихся без попечения родителей, с опытом бродяжничества или жестокого обращения, зачастую наблюдается обратный эффект, где половой акт - защитный механизм психики, в котором потребность во внимании и признанийй закрывается сексуализированным поведением. В данном случае, стыд и вина за свое поведение редко наблюдается. Нарушенная привязанность и отсутствие здорового опыта в отношениях с родителями, формирует искаженное восприятие действительности и отсутствие моральных ценностей.


    Для некоторых из них любовь может быть равна боли и страданиям и тогда выбор токсичных отношений - частый сценарий, в котором человек находится в зоне «комфорта», запускается программа: «Если не болит — значит, не люблю».

    Секс используется как доказательство, терпеть нежелательные практики, лишь бы «удержать», заслужить любовь. В иных случаях может проявиться «синдром спасателя», где вместо расслабления приходит гиперконтроль, а в приоритет становится доставить удовольствие, а не получить.

    Конечно, это не «поломка» — это адаптация. Тело и психика спасали в детстве и во взрослой жизни система защиты выстраивает схемы восприятия и реакций, основываясь на опыте. Мозг пластичен. Да, нейронные пути, проложенные в детстве, стали хайвеями. Но можно построить новые дороги — через терапию, осознанность и медленное переучивание себя, найдя собственную мотивацию к изменениям.


 Влияние на способность быть родителем:

   Во взрослой жизни человек с данной травмой, желает быть «хорошим родителем» и вырастить своих детей в любви и заботе. На пути к реализации этого плана, всплывают препятствия, с которыми крайне сложно справляться.


   Рассмотрим на примерах:


  • «Я не знаю, как любить»: родитель-робот:


- Механическая забота (кормлю, одеваю, делаю уроки — но не могу проявить тактильность).

- Страх нежности (физический контакт вызывает дискомфорт «Меня не обнимали — и я не умею»).

- Запрет на эмоции: «Хватит реветь!», когда собственные эмоции были под запретом.


  • Чередование крайностей: от холодности до удушающей любви:


- Цикл нестабильности «Сегодня игнор, завтра гиперопека».

- Эмоциональный шантаж «Я для тебя все, а ты…».

- Травмирующая гиперопека «Главное, чтобы не почувствовал то же, что и я».


  • Слепая зона: что НЕ видит травмированный родитель:


- Не распознаёт эмоции ребёнка (низкий эмоциональный интеллект «Он напуган или голоден?»

- Путает потребности (вместо поддержки даёт советы «Решай свои проблемы сам»).

- Повтор поведения абьюза («меня так воспитывали, и ничего — вырос»).

 

   Все эти примеры паттернов поведения являются неэффективными в вопросе воспитания здоровой личности, которые требуют осознанности и коррекции.


  1. Заключительная часть.


    Эмоциональная депривация, пережитая в детстве, не делает человека заложником судьбы. Холодность родителей оставляет шрамы, но именно осознание этих ран дает невероятное преимущество — возможность сознательно переписать семейный сценарий.

   В современном мире, помимо негативных факторов, также существуют положительные, которые позволяют делать выбор в пользу счастливой жизни и дают все ресурсы для успешной коррекции. Достаточно объемное количество научной литературы, которая дает знания и практические рекомендации, услуги психологов и психиатров (при необходимости), организации, которые занимаются групповой коррекцией, объединяя людей с общей задачей. Это малая часть того, как можно менять негативные сценарии, паттерны поведения, искаженное восприятие и.т.д.

   «Ребёнок, который знает, что его мать доступна и отзывчива, обладает сильным и прочным чувством безопасности — и склонен исследовать мир с большей уверенностью.» (Джон Боулби «Теория привязанности»)

*э.д. – эмоциональная депривация

 

Ссылки и контакты автора статьи:


  1. Вконтакте: https://vk.com/ksanfik
  2. Телеграмм: https://t.me/OxiLevhonok
  3. Телеграмм канал «Территория детства без нравоучений»: https://t.me/+jQ_VTUWxslZkNDUy


 

 

Список используемой литературы:


  1. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с. — Тираж: 5 000 экз.
  2. Ван дер Колк Б. Тело помнит всё: Психология травмы / Пер. с англ. — М.: Бомбора, 2021. — 464 с. — Тираж: 3 000 экз.
  3. Миллер А. Драма одаренного ребенка / Пер. с нем. — М.: Академический проект, 2019. — 192 с. — Тираж: 2 500 экз.
  4. Харлоу Г. Природа любви (в сборнике «Психология привязанности») — СПб.: Питер, 2008. — 320 с. — Тираж: 4 000 экз.
  5. Селигман М. Беспомощность / Пер. с англ. — М.: Смысл, 2017. — 340 с. — Тираж: 1 500 экз.
  6. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у детей и подростков — М.: Генезис, 2020. — 320 с.
  7. НИИ психиатрии им. Сербского Отчет по детской депривации в РФ — М., 2019. — Тираж: 500 экз. (для служебного пользования).


 

Скачать сборник "Эмоции современного общества. Трудности, нарушения, расстройства. Помощь психолога"

 

Скачать аудиоверсию сборника "Эмоции современного общества. Трудности, нарушения, расстройства. Помощь психолога"

 

Профессиональная психологическая помощь - пиши!