Влияние трансгенерационной травмы на детско-родительские отношения
Психолог
Трансгенерационная травма – травма, проходящая через несколько поколений одной семьи. Трансгенерационная травма переживается через время и воспоминания, событие прошлого переплетается с событиями настоящего. Таким образом, рожденные дети уже «вплетены» в травму своих родителей и из чувства лояльности повторяют сценарии жизни предков.
Исследователями трансгенерационной передачи являются К.Г. Юнг, З. Фрейд, А.А. Штуценбергер, М. Боуэн, Е.В. Змановская, В. Волкан, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, М Хирш и другие. Семья рассматривается ими как система, в которой все, что происходит с отдельными членами семьи, отражается на состоянии системы в целом и, как следствие, на всех остальных членах семьи. По мнению одного из исследователей трансгенерационной травмы Ф. Дольто, ребенок в перинатальный период перенимает информацию, накопленную его семьей на протяжении нескольких поколений.
Травма берет свое начало в неспособности родителей к построению стабильной надежной связи с детьми. Результатом является нарушение связи между родителями и ребенком.
В рамках системной семейной терапии определены следующие признаки трансгенерационной травмы: передающийся из поколения в поколение неразрешенный конфликт, связанный с недвижимостью, деньгами, дружбой, рождением детей, расставаниями, разрывами;
- постоянный страх смерти и ощущение угрозы безопасности;
- настороженность по отношению к своему окружению;
- привычка выживать;
- избегание спокойных ситуаций и спокойной жизни;
- повторяющиеся психосоматические заболевания;
- повторение в роду преждевременных смертей;
- замалчивание семейных тайн и секретов;
- повторение профессионального выбора предков, сопровождающийся ощущением невозможности иного выбора;
- проблемы с употреблением наркотических и алкогольных веществ;
- низкая успеваемость детей в школе;
- невидимые лояльности, неосознаваемые правила функционирования семьи и др.
Сложные отношения между родителями и детьми объясняются вытесненной историей прошлого, когда ребенок в силу возраста, отсутствия критического мышления не может противостоять родительским предписаниям, родовым семейным секретам, о которых не говорят. Вследствие этого у ребенка может быть много агрессии, тревоги, подавленных чувств, отсутствие сил, плохая успеваемость.
Помощь психолога заключается в повышении уровня осведомленности о ключевых феноменах трансгенерационной передачи, этот феномен описала Анн Анселин Штуценбергер «синдром годовщины». Это повторяющиеся события в определенные даты с значимым членом семьи, можно это еще назвать, как проявление «неосознанной скрытой лояльности», идентификация себя с ключевым предком. Причина повторения всегда индивидуальна, на этот вопрос отвечает геносоциограмма.
Через этот способ работы можно анализировать межпоколенческие связи, что дает возможность изучить влияние семейной динамики на формирование личности клиента, подобрать эффективную стратегию для терапии отношений. Понимание механизма передачи травмы, проявляющейся в нескольких поколениях одной семьи, способствует более комплексному и глубокому пониманию симптомов и трудностей клиента.
В результате анализа семейной системы, определения скрытых «фантомов», архаичных защит можно применить любые методы из разных направлений психологии. Прожить семейную травму можно с помощью отражения чувств, я – высказывания, арт-терапии, ритуальных действий, отреагирования аффективных реакций, изменения типа привязанности внутри семьи.
В семьях, где восстанавливается преемственность, отмечается передача и принятие опыта как в направлении от предков к потомкам, так и от потомков к предкам. В наследовании преобладает осознанный компонент – межпоколенная преемственность, что говорит об эффективности помогающего специалиста.
В своей психологической практике я работаю с детьми, рожденными в период с 2009 до 2016 гг. (9-15 лет), и взрослыми 1970 - 1995 гг. рождения (от 29 до 50 лет). Эти люди являются представителями третьего, четвертого и пятого поколения потомков участников Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), а также потомками свидетелей Первой Мировой войны (1914-1918 гг.), Гражданской войны (1917-1922 гг.), блокады Ленинграда (1941-1944 гг.). Предки клиентов пережили тяжелые события и не имели возможности прожить случившееся, поскольку говорить о событиях было не принято и больно.
У этой травмы нет генетической формы наследования. В семейной системе клиента существует процесс, стремящийся к завершению и отреагированию через повторения на последующих поколениях, пока кто-то не проживет травму полностью до завершения. Этот феномен является мощным невербализованным элементом реальности, который существует в интерсубъективном мире нескольких поколений, одновременно принадлежа всем им и формируя заряженные аффективные связи между ними: «об этом» запрещено говорить в семье, но также «об этом» не представляется возможным забыть вследствие запрета на проговаривание. Такой объект остается слепой зоной, присутствия которой человек не осознает, но которая может субъективно ощущаться как нечто чужеродное, вызывающее странные реакции и переживания, а также соматические симптомы. Эта лакуна передается из поколения в поколение, сопровождаясь различными патологическими проявлениями.
Интересным классическим примером работы с трансгенерационной травмой представляется случай мальчика Михаила: подросток 17 лет, уровень агрессии повышен, замкнут, суицидальные мысли, сложности с идентичностью, выбором профессии. В семье мальчика мама болеет онкологическим заболеванием, диагноз долго скрывался, с отцом в разводе, отношения с сыном дистантные. Мальчик, знает, что мама его любит, но со своими переживаниями он остается наедине. В семье есть старший брат, он не живет в семье. При построении геннограммы выяснилось, что в семье Михаила мало информации о предках, много потерь, межпоколенческие связи отсутствуют, каждый член семьи одинок. Отсутствие информации о семье вводило подростка в состояние депрессии. Цели работы с семьей – восстановление в психической реальности мальчика и мамы родственных связей, работа с геносоциограммой, реконструирование прошлого, работа с воспоминаниями детства, формирование эмпатического слушания, работа с сепарационной тревогой, поиск ресурсов и другое. Встраиваясь в семейную систему терапевт занимает место «системного младшего», который видит и делает видимым для других членов семьи те лакуны, слепые пятна, которые мешали им присвоить и реконструировать влияние опыта предыдущих поколений в созидающем ключе. В процессе работы семье легче было находится вместе, мать в глазах мальчика стала более живой и теплой, ребенок более внимательно стал относится к ней, восстановились некоторые утерянные связи, в частности с родным отцом подростка, суицидальных мыслей стало меньше, со стороны матери тревога за ребенка снизилась, мать продолжала лечение. Семья наблюдается в динамике.
В заключение хочется отметить, что работа с семейной травмой актуальна и необходима, она помогает семье освободиться от влияния прошлого, видеть в мире больше созидательных возможностей для всех членов семьи.
Список используемой литературы:
- Дольто Ф. На стороне ребенка, 1997 СПб., издательство «Петербург—XXI век. – 717 с., ISBN 978-5-91743-116-1
- Зигмунд Фрейд: Введение в психоанализ. Лекции. Издательство: Питер, 2022 г. Серия: Мастера психологии, (классики науки (Памятники истории науки). -455 с., ISBN 5-02-013357-4
- Змaнoвcкaя E.B. Психология семьи. Основы супружеского консультирования и семейной психотерапии, Издательство: Инфра-Инженерия, 2017. -378c. ISBN 978-5-16-011851-2
- Шутценбергер А. «Психогенеалогия» Издательство Института Психотерапии, Питер, 2010. - 224с ISBN 978-5-9031-8274-9
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи - 2. изд., расшир., доп. - СПб. и др. : Питер, 1999.-672с ISBN 978-5-911-80-838-9
Купить сборник "Психологическое консультирование подростков. Семейная психология"
Опубликовать свою статью на медиаресурсе LPPN PRESS
Психологическое консультирование и психотерапия наставниками ЛППН