Возможности и практика применения сказок в Рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) Альберта Эллиса
Бедило Михаил Михайлович
Психолог
О РЭПТ
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) была создана в 50-х годах Альбертом Эллисом – американским психотерапевтом, который изначально занимался классическим психоанализом. Основное открытие Эллиса состояло в том, что психологические проблемы и расстройства возникают не самостийно вследствие травмирующих событий, а по причине того, как эти события перерабатываются мышлением. Иными словами, любая ситуация проходит через фильтр мозга и в зависимости от сложившихся убеждений - это приводит к тем или иным последствиям: негативным или позитивным. Основу РЭПТ составляет А-В-С-модель, где «А» - активирующие события (activating events), «С» - следствия (consequences), а самое главное «В» - верования (beliefs).
Проблема человека состоит в том, что зачастую он принимает окружающую действительность, как непосредственную и мыслит в концепции «А-С»-связи. Например, я вижу то, что меня расстраивает «А», и поэтому расстраиваюсь «С». На самом деле, процесс реагирования протекает несколько сложнее: я вижу нечто «А», мой мозг считывает это как расстраивающее, потому что я имею некие верования по этому поводу «В» и отсюда следует моя реакция «С».
Эллис выделял 4 вида иррациональных верований, ведущих к эмоциональным расстройствам: 1. долженствования (догматические требования: «я должен, они должны, мир должен»), 2. драматизацию (преувеличение явлений, «раздувание из мухи слона»), 3. нетерпимость к фрустрации («я это не вынесу») и 4. глобальную оценку («я плохой, мир плохой, люди плохие»).
Причем тут сказки?
Процесс объяснения клиенту и усвоения клиентом А-В-С-модели – сложный терапевтический навык. Тем более РЭПТ предполагает, что в ходе терапии клиенту желательно самому научиться разбирать психологические проблемы на А-В-С-составляющие, определять иррациональные верования и их производные. Чтобы достичь этого результата психологу-консультанту приходится использовать обширный набор инструментов, среди которых и есть сказки (притчи, былины, метафоры, басни и т.п.). Сказки сами по себе: 1. имеют большой терапевтический потенциал, так как с детства могут представлять для клиента наполненный специфическим и глубоким смыслом конструкт; 2. мгновенно «включают» нужные и понятные клиенту эмоции.
Пункт 2. может помочь в решении так называемой проблема «головы и нутра», когда клиент осознает и разделяет рациональное убеждение, но не чувствует его, так как эмоциональная сфера клиента задействована недостаточно («Я понимаю это головой, но не чувствую душой»). Иногда клиенту важно не только понимать смысл, но и испытывать релевантные эмоции. Сказка, как яркий и образный пример может подтолкнуть к этому эмоциональному прорыву.
Применение сказок (образов, притч, метафор) делают сами терапевтические интервенции богаче, эффективнее адаптируют смыслы под конкретного клиента, «разбавляют» сухую дидактику.
Оговорюсь, речь идет о грамотном и направленном применении сказки в рамках осуществляемой долговременной терапии. Графически эту модель можно изобразить следующим образом:
Я полагаю, в РЭПТ-подходе сказка не может конкурировать с терапией, а тем более превалировать над ней. Каким бы эффективным и удобным не казался применяемый метод, опасно, если он «перетягивает» на себя «одеяло» основной работы. Стоит отказаться методик, если они отклоняют от сформулированных целей терапии. Психолог-консультант может примерить роль сказочника, но не более того.
На мой взгляд, изображенные выше модели долговременного терапевтического процесса, особенно у мало опытных специалистов, несут риск исказить цели совместной работы, которые состоят в обретении более продуктивного поведения, эмоционального реагирования и мышления.
Сказки – кладезь примеров
В сказочном мультфильме «Кунг-фу Панда» есть отсылка к древней мудрости, что из «персиковой косточки невозможно вырастить яблоню». Это не что иное, как опровержение догматического требования «должно быть так и никак иначе». В буддийской притче о человеке, который наслаждается вкусом земляники, находясь между двумя разъяренными тиграми, заложен глубокий смысл, что драматизация и последующее лишение себя удовольствия жить, даже в самой сложной ситуации бывают, не рациональны. История о двух лягушках, попавших в молоко, одна из которых выжила, взбив из молока сначала сливки, а потом и масло, можно трактовать как полезность терпимости к фрустрации. А сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» может быть объяснена, и как пример болезненной самооценки (бабка) и безусловного принятия (дед). «Волшебник изумрудного города» - вариант объяснения работы А-В-С-модели, ведь по сюжету Гудвин не наделяет главных героев особыми свойствами (умом, храбростью, состраданием и т.п.), а вручает бессмысленные предметы и проводит бессмысленные манипуляции, меняет же персонаж себя сам.
…Но сказки формируют и иррациональные убеждения!
Большинство авторов сказок не были профессиональными психологами. Они вряд ли представляли себе, как выдуманная ими история повлияет на психологическое здоровье конкретного человека. Как он сам встроит ярко поданную мораль в свое мировоззрение: как рациональное или как иррациональное убеждение. Поэтому сказки – это обоюдоострый меч. Мастерство психолога состоит в том, что применять этот психологический инструмент своевременно, «ко двору» и ради помощи клиенту.
РЭПТ-сказки?
Возможно ли создание новых популярных сказок, имеющих 100% полезный терапевтический эффект? Например, РЭПТ-сказки? Это достаточно сложный вопрос. У меня есть сомнения, что это осуществимо. Что поддерживает мой скепсис?
Во-первых, человечество уже накопило огромное культурное наследие всяких сказок, мифов, былин, басен, притч, преданий и т.д., и этот информационный фонд продолжает постоянно увеличиваться. Не потеряться на этом разномастном поле будет крайне сложно. Во-вторых, требуется редкое совпадение в одном человеке профессионального писателя и психолога, мотивированного писать нескучные тексты. А любая дидактика зачастую имеет обратную корреляцию с художественной ценностью произведения. В-третьих, есть пул раскрученных в массовом сознании историй, которые формируют мировоззрение человека с рождения. Возможно, будет гораздо интереснее и полезнее разобраться в том, а как уже написанные и передаваемые из поколения в поколение истории, влияют на психологическое здоровье людей, чем пытаться добавить к ним какие-то новые. Так же, как и удобнее черпать образы и метафоры для работы в уже существующем сказочном фонде. В-четвертых, библиотерапия – чтение текста, только один из методов работы с психологическими проблемами, не стоит преувеличивать его значение. Текст — это хорошо, а текст плюс психолог-консультант – еще лучше!
Мозг и человек (онтокритическая сказка)
Жил был человек. С мозгом. Иначе как бы он жил. И вот однажды говорит человек мозгу: «Я устал. Давай спать». А мозг и отвечает: «Это я устал. Точнее, я посылал тебе сигнал, что ты устал. Но ты попил кофе, возбудил меня и теперь спать мы не можем оба». «А зачем ты мне позволил кофе пить?» «Свобода воли» - вздохнул мозг. Говорит как-то человек мозгу: «Ты ошибаешься». А мозг и отвечает: «Это ты ошибешься. Ты меня переутомил, а я в таком состоянии туго соображаю…» «А почему ты меня не предупредил, что переутомился?» «А ошибка — это что?» - удивился мозг. Страшно разочаровался человек. «Ты заставил меня верить в жуткую ахинею!» А мозг и отвечает: «Давай вспомним, что ты видел. Посмотри внимательно и читай по буквам, вот тут огромный указатель!» «И правда… Так почему ты не заострил мое внимание на нем?» «Ты прости меня, пожалуйста, но огромный щит желтого цвета с фиолетовыми буквами «БУДЬ ОСТОРОЖЕН!» с изображением черепа и скрещенных костей…» Разочаровался человек. «Мозг почему все, что я вижу и чувствую сегодня такое паршивое: серое небо, грязь, мокрота и холод». Удивился в ответ мозг: «А это лучшее, что я могу предложить. Все, что ты видишь – небо, птиц, деревья и людей, все это на самом деле не небо, не птицы, не деревья и не люди, а набор физических волн, которые я трансформировал в объекты и назвал. Enjoy!» Пошутил человек: «Эй! Мозг! А почему вокруг все так нелепо и нескладно называется. Например, выхухоль или выбоина. Это же смешно и выговорить сложно». «Апдикнудь! – ответил мозг, - А могу еще и так: retyuiwsdert! Или так: 這是給你的» «Ой-ой, – испугался человек, - верни мне мой язык обратно!» Обиделся человек. «Мозг ты мне надоел!» А мозг и отвечает: «Взаимно. Только сделать тут ничего нельзя. Я с тобой неразрывно связан: ты есть, пока есть я, а я есть, пока есть ты. Так что мы можем долго друг на друга дуться и вообще провести в негативных эмоциях всю жизнь, но, наверное, разумно нам как-то договориться!» Обрадовался человек: «Мозг! Что это с тобой? Почему мне так приятно на душе сегодня?» А мозг и отвечает: «Это, потому что мы хорошо выспались, в меру поработали и в меру отдохнули, вовремя заметили опасность и приняли правильное решение, насладились прекрасной погодой, хотя сегодня и пасмурно, не зудели, не ныли, не винили себя и не спорили по пустякам. Наслаждайся этим моментом, потому что еще не раз будут: недосыпы, ошибки, глупые шутки и споры, тоска и разочарование. Такова наша с тобой жизнь. А пока carpe diem!»
Список использованной литературы:
«Рационально-эмотивно-поведенческая терапия». Диджузеппе Р., Дойл К., Драйден У., Бакск У.
«Разум или чувства. Что важнее, когда решил изменить жизнь к лучшему» Эллис А., Харпер Р.
«Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток», Бернс Д.
«Вредные мысли. Четыре психологические установки, которые мешают жить». Фрайер Д.
«Не давите мне на психику!» Эллис А., Ландж А.
Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"
Психологическое консультирование опытными психологами
Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press