Женщина и война. Афродита, Афина и Арес: анализ феномена с позиции юнгианских архетипов

Женщина и война. Афродита, Афина и Арес: анализ феномена с позиции юнгианских архетипов

Елена Федорова

полимодальный психолог

Елена Федорова  полимодальный психолог

В древнегреческой мифологии архетип войны, как коллективный и индивидуальный феномен, персонифицирован в  боге Аресе. Сын Зевса и Геры, один из 12 олимпийских богов, он олицетворял не столько военное искусство, сколько хаос, разрушение и жестокость. Он не был почитаем древними греками, но признаваем как явление, возникающее при конфликте базовых ценностей, когда интенсивность конфликта достигает предельной мощности.

Бог Арес, как и все архетипы, содержит в себе как светлую, так и тёмную стороны. Светлая сторона архетипа войны – это битва за ценности, идеалы и желания, которые имеют особенное значение для коллективной души народа. Это то предельно прекрасное, ценное и неприкосновенное, что составляет будущее коллективного и индивидуального сознательного и бессознательного. Это ценности, находящиеся на экзистенциальном уровне - на уровне глубинного смысла жизни. Это то, что придаёт смысл войне, сохраняет её идейность и не даёт погрузиться в хаос.

Такая светлая сторона архетипа войны всегда связана с базовым архетипом Анимы - женской силы и энергии. Это явление в мифах представлено любовью Ареса к Афродите. Несмотря на свою жестокость, бог войны через всю свою жизнь пронёс единственную страстную любовь к Богине - персонификации Анимы.

Афродита - воплощение любви, сексуальности, творческого выражения и жизненной энергии. Женщина, в которой силен этот архетип, обладает притягательностью, харизмой и способностью пробуждать в других вдохновение. Но ее магнетизм — это не просто внешняя красота, а внутренняя энергия, которая делает её желанной. Она излучает живость, интерес к жизни и людям.Архетип проявляется в способности видеть и создавать красоту.

Афродита — богиня чувственности. Женщина с этим архетипом воспринимает сексуальность как естественную и важную часть жизни. Она наслаждается телесностью, но для неё важна не просто физическая близость, а глубокая эмоциональная связь. В присутствии Афродиты люди меняются. Именно поэтому она единственная из богинь- метафизическая, то есть обладающая даром глубинной трансформации тех, кого она любит и явлений, стоящих за этими людьми.

Любовь Ареса и Афродиты- это присутствие в войне коллективной Анимы, которая тесно связана с понятием будущего, временным измерением, уходящим в перспективу. Анима- это женская феминная энергия, воплотившаяся в душе целого народа и связанная с ожиданием лучшего будущего. Поскольку женщина- созидающая, творческая, креативная, всегда стремится, чтобы то, что она порождает, было лучше того, что уже есть.

Пока в философии войны присутствует Анима, война является огненной трансформацией - разрушением, освобождающим место для новой жизни.

У бога Ареса как архетипа присутствует и его тёмная сторона. В глубинной психологии она называется Деструдо - отрицание смысла, жизни, надежды, веры. Это отчаяние, ненависть, безысходность, озлобленность, месть. Деструдо - это состояние, когда Анимы больше нет, витальной силы больше нет и война ведётся не ради цели, а ради разрушения. В этом опасность: на уровне бессознательного целых народов вероятность проваливания в деструдо.

Это может произойти на определённом этапе затянувшейся войны, когда на первый план может выступить месть. Очень древнее опасное чувство, месть желает полного уничтожения объекта, на который она направлена. Но в своём предельном раскрытии месть - это процесс самоуничтожения. Она убивает (разрушает) и того, на кого направлена, и того, кто тотально захвачен ею - самого мстящего. В такой войне нет победителей.

Так же опасна война, ведущаяся ради амбиций. Сила Анимы в ней отсутствует, поскольку присутствует оскорблённое самолюбие, за которым следует жажда мести, а дальше соскальзывание в деструдо. К амбициозным относятся войны, которые ведутся ради финансовой наживы. Там присутствует Анима - но только тёмная сторона архетипа Афродиты, холодная прагматичность. Однако в чистом виде  финансовые войны редки, заканчиваются быстро и не несут больших потерь и разрушений. Самая страшная- это война патестос, в основе которой заложено одно из четырёх видов влечений, влечение к власти.

У  таких войн есть внутренние механизмы, которые могут превратить её в самоподдерживающийся процесс тотального разрушения. Внутри этого процесса живут ощущения безысходности, апатии, отчаяния. Преодолеть это можно только через искреннюю любовь к жизни. Но для этого необходимо ощущать искреннюю глубокую любовь к себе: силу Афродиты - красоту, радость, надежду, устремлённость в будущее.

И для женщины, гораздо более синкретичной по своей природе, чем мужчина, это  возможно. В Афродите воплощена тесная взаимосвязь души и тела, любви и сексуальности.

В пантеоне греческих богов есть ещё одна персонификация Анимы, которая воплощает тесную связь между чувствами и разумом - богиня Афина.  Богиня мудрости, стратегии и ремесла, она родилась из головы Зевса ( по другой версии из бедра) и представляет собой образ женщины, обладающей интеллектуальной силой, прагматизмом и способностью добиваться успеха в мире, где доминируют логика и рациональность.

На первый взгляд она может восприниматься холодной и расчётливой. Однако её сила связана с умением находить равновесие между эмоциями, интуицией и разумом, что позволяет анализировать, строить планы и принимать взвешенные решения.

Как богиня мудрости и военного искусства, Афина неоднократно помогала воинам и героям в древнегреческой мифологии. Она не просто покровительствовала им, но поддерживала идейное и смысловое наполнение войн: Троянская война, которую облагораживала Анима красоты Елены Прекрасной; Гигантомахия, где поддерживалась идея цивилизованного Олимпа против тёмной силы гигантов; Афина помогала Персею в его битве против древнего зла, которое олицетворяла Медуза Горгона.

Афина презирала Ареса за его бессмысленную жестокость и отсутствие тактического мышления. В одном из сражений Афина лично вступила в бой с Аресом и ранила его, бросив камень. Это стало одним из самых ярких моментов их противостояния. Хотя оба бога отвечали за войну, Афина воплощала осмысленность и тактику, а Арес – хаос и жестокость. Они часто находились в конфликте, и Афина неоднократно побеждала Ареса, показывая, что конечная цель и идея утверждения жизни важнее хаоса, грубой силы и, в конечном счёте, обессмысливания войны.

Каковы же стратегии жизни, деятельности, воздействия на реальность, а также совладание с целью сохранения себя и силы, заложенной в архетипе Афродиты в условиях войны?

Как мы убедились, Афродита, которая ассоциируется с любовью, красотой, гармонией, не так уж далека от войны. Но действует она не на прямую. Её жизнеутверждающая энергия растворена внутри в виде потока либидо (влечение к жизни и удовольствию), противостоящего мортидо (влечению к потустороннему и смерти) и альгесу (влечению к страданию). Этим сила Афродиты не даёт войне впасть в бесконечность деструдо, которое, по сути, есть аннигиляция всего и превращение в ничто.

 

Как сила Афродиты может проявляться на внешнем плане, в деятельности?

Если война — это агрессия и разрушение, Афродита предлагает  путь мягкой силы: создание ценностей, укрепление связей, поиск компромиссов, дипломатию, создание привлекательных альтернатив. Она учит, что сила — не только в оружии, но и в способности очаровывать, объединять, увлекать за собой.

Афродита может символизировать подход к конфликту через поиск точек примирения, создание и поддержание смыслов. Она напоминает, что война может прекратиться, если у людей появится желание жить ради чего-то более ценного, чем победа любой ценой.

Её образ говорит о том, что в условиях войны можно сохранять свою природу, не становясь частью разрушительного потока. Она остаётся Афродитой, даже участвуя в конфликте. Это о том, как не утратить свою человечность, мягкость и внутренний свет, несмотря на давление обстоятельств.

По сути, Афродита предлагает альтернативу войне: влияние вместо подавления, притяжение вместо насилия, созидание вместо разрушения. Если смотреть на неё как на стратегию жизни, то это искусство быть гибким, находить баланс между силой и мягкостью и уметь перевести энергию конфликта в созидательное русло.

Как сила архетипа Афины может взаимодействовать с войной, воздействовать на неё, сохраняя свою целостность?

В условиях войны этот архетип может проявиться особенно ярко: женщина-Афина не поддаётся панике, умеет адаптироваться к новым условиям, быстро находит решения и сохраняет контроль над собой.

Однако война — это не только поле битвы, но и психологическое испытание, где даже самая рациональная и сильная женщина сталкивается с вызовами, на которые нельзя ответить одной лишь логикой. Поэтому Женщина-Афина в условиях войны не теряет голову, но сталкивается с рядом проблем: во-первых, это разрушение привычного порядка. Афина ценит структуру и прогнозируемость, но война уничтожает любые планы. Во-вторых, это недостаток контроля. Афина привыкла управлять своей жизнью, а война делает её заложницей обстоятельств. В-третьих, чувство бессилия перед иррациональностью происходящего. Война не всегда подчиняется логике, что может фрустрировать Афину.   Несмотря на это, именно её архетип позволяет находить стратегии выживания, адаптации и влияния на ситуацию.

Афина быстро анализирует ситуацию и понимает, что прежние стратегии больше не работают. Её разумность и умение мыслить критически позволяют: оценить риски и приоритеты; найти наиболее безопасные и эффективные пути выживания; быстро перестроиться под новые реалии (смена работы, поиск ресурсов, переезд). Опираясь на эти ресурсы, она может взять на себя лидерскую роль по оказанию ментальной, эмоциональной и гуманитарной помощи.

Война хаотична, но Афина умеет выстраивать тактику даже в условиях неопределённости. Она: собирает информацию и действует на её основе; создает планы действий на разные сценарии; не поддаётся панике, а рационально оценивает угрозы.

Афина не позволяет страху и боли взять верх. Она может плакать наедине, но перед окружающими остаётся собранной и рациональной. Она поддерживает психологическую стабильность для себя и других; не уходит в деструктивные состояния («жертва», «истерика»); использует ментальную дисциплину, чтобы не дать эмоциям мешать принятию решений.

Афина мыслит как менеджер войны. Она понимает, что ресурсы ограничены, и умеет ими распоряжаться: экономит силы, не расходует их на ненужные переживания, демонстрируя эту способность как пример окружающим. Умеет добывать еду, деньги, жильё в экстремальных условиях. Расставляет приоритеты, что важно сейчас, а что можно отложить.

Какова стратегия психологического преодоления Афиной экстремальных обстоятельств?

Война — это не только внешнее столкновение, но и внутренний кризис. Даже самая сильная женщина сталкивается с болью, утратами и страхом. Афина не любит слабость, но понимает, что для выживания нужна поддержка. Она ищет рациональные способы помощи (психотерапия, книги, беседы с опытными людьми). Она анализирует свои эмоции так же, как анализирует стратегию выживания.         Война стремиться к разрушению прежних ценностей, но Афина, как Афродита, умеет поддерживать их и создавать новые ориентиры, например, помогать другим. В этом смысле велика роль Афин помогающих профессий, в том числе психологов.

Афина стремится к развитию ментальной гибкости, пониманию, что мир изменился, но это не конец. Более того - это переход к новой формации, новой форме жизни.                            Но женщина-Афина не просто переживает войну, она влияет на неё. Например, она может возглавить волонтёрское движение, координировать помощь; использовать аналитику и факты для влияния на общественное мнение; помогать распространять достоверную информацию и бороться с пропагандой.                                            Её сила — в умении создавать порядок из хаоса.

Ни  Афина, ни Афродита не принимают непосредственного участия в военных действиях. Анима может стоять выше войны как экзистенциальная составляющая её жизненного смысла и цели. В древних традициях и культурах  женщины не должны были участвовать в войнах, иначе исчезновение Анимы погружало войну в хаос и мрак деструдо. Но если женщины (и мужчины с развитой Анимой) обладали целостностью и мощью истинной любви, доброты, веры и красоты, они спасали воинов от провала в ненависть и месть, и изнутри проваливали войну, направляя её энергию в русло мягкой силы.

Медитация: Свет среди хаоса.

Закрой глаза. Сделай глубокий вдох… и выдох. Почувствуй, как с каждым вдохом твое сердце наполняется теплом, а с выдохом уходит напряжение.

Представь, что ты стоишь на границе двух миров. Перед тобой — безбрежная пустошь войны: расколотая земля, пыль, тяжелый воздух. Вдалеке гремит гром, но ты знаешь, что это не гроза, а эхо разрушения. Ветер несет крики и глухие удары. Здесь царит холод, жестокость, хаос.

Но за твоей спиной — совсем другой мир. Там мягкий свет золотит горизонт, там слышится смех детей, там пахнет хлебом и весенними цветами. Это пространство любви, красоты и веры. Здесь время течет иначе, здесь все наполнено смыслом, здесь сохраняется сама суть жизни.

Ты делаешь шаг вперед и видишь, что хаос войны — это не абсолютная тьма. В его глубине мерцают искры — души, потерявшиеся в безумии, но все еще живые. Они ищут выхода, ищут ориентир.

Ты поднимаешь руку, и из твоей ладони рождается свет — теплый, живой. Это свет любви, которую никто и ничто не может уничтожить. Ты вспоминаешь все, что делает мир прекрасным: добрый взгляд матери, мелодию любимой песни, прикосновение теплых рук. Каждая такая мысль — капля света, что рассеивает тьму.

Ты идешь вперед, и там, где ступает твоя нога, земля оживает. Под пеплом пробиваются зеленые ростки. Сломанные стены покрываются плющом, превращаясь в новую крепость — не для войны, а для защиты жизни.

Смелость любви рождает силу. Доброта становится щитом. Красота открывает сердца. Вера превращает страх в надежду.

Ты не один. В этом свете идут другие. Их сердца звучат в унисон с твоим. Вместе вы несете этот свет туда, где он так нужен.

Хаос не всесилен. Там, где есть любовь, там всегда есть будущее.

Сделай глубокий вдох… и выдох. Почувствуй, как этот свет остается внутри тебя, как он пульсирует в твоем сердце, готовый зажечь других.

Фёдорова Елена, полимодальный психолог.
Контакты: @psiholog_poly_modal
What’s app

 

Список используемой литературы:

К.Г.Юнг,«Архетипы и коллективное бессознательное» (The Archetypes and the Collective Unconscious), ISBN:9785042307225, 5042307222, Дата публикации:3 февраля 2020 г., Формат: Электронная книга, Издатель:АСТ

 

Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине», Москва, Год выпуска: 2005, ISBN: 2005, Издательство: София.

 

Г. Бедненко «Греческие богини», Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль,

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова,

2005, Независимая фирма «Класс», издание, оформление, исключительные права на издательство.

 

Сборник статей 1.«Women at War», 2015 год,  издательство Oxford University Press, под редакцией Эльспет Кэмерон Ритчи (Elspeth Cameron Ritchie) и Энн Л. Наклерио (Anne L. Naclerio).