Жизненные позиции и окейность по Э. Берну через призму стилей воспитания родителя
Шеремет Мария Владимировна
Психолог
"Люди по своей природе склонны и способны
жить в гармонии с собой, другими и природой.
Если человека оставить в покое
(при условии необходимой заботы о его нуждах),
он будет следовать своему естественному
стремлению быть здоровым и счастливым,
ладить с другими людьми и
уважать другие формы жизни».
Клод Штейнер
Многолетние исследования ученых в области психологии доказали, что тип детско-родительских отношений в семье – это один из важнейших факторов, который формирует характер ребенка и особенности его поведения. Поэтому нарушение системы семейного воспитания и дисгармония в детско-родительских отношениях часто становится причиной психологических проблем у ребенка и даже может провоцировать возникновение детских неврозов.
В данной статье я рассматриваю связь типов семейного воспитания и детско-родительских отношений и «окейности» ребенка, по сути его самооценки.
Понятие окейности в транзактном анализе ввел Берн в 1962 году. Окейность – это жизненная позиция человека, в которой отражена система эмоционально подкрепляемых базисных убеждений и представлений о самом себе, других людях, окружающем мире.
В личном разговоре с Уайтом Тед Нови определил окейность следующим образом: «Я приемлемое человеческое существо, которое имеет право жить и удовлетворять свои нужды, и ты — приемлемое человеческое существо, которое имеет право жить и удовлетворять свои нужды». Стюарт и Джойнс описывают окейность следующим образом: «И я, и ты как люди имеем значение, ценность и достоинство. Я принимаю себя таким, какой я есть, и тебя — таким, какой ты есть. Это формулировка скорее сущности, чем поведения».
Ричард Эрскин описал окейность как: «Убеждение и сопутствующее ему ощущение успокоенности: что бы со мной ни случилось, какой бы плохой ни была ситуация, я буду учиться и расти благодаря полученному опыту.»
Таким образом, окейность можно понимать как выражение того, как я ценю и воспринимаю себя, тебя и других. В разрезе детско-родительских отношений это означает, как ребенок воспринимает себя - других, свое - других место в отношениях, свою-другого ценность. Понятие окейности в транзактном анализе похоже на определение «Образа-Я», данное Блохиной Т.С., – совокупность образов чувств и представлений о своих действиях в отношении себя и окружающих. Образ Я имеет взаимосвязь с телесными переживаниями и социально-психологическим развитием человека. Так же и в транзактном анализе «окейность» формируется в социальном взаимодействии с окружением, прежде всего семьёй, в раннем детском возрасте.
В классической статье «Классификация позиций», опубликованной в Бюллетене транзактного анализа в 1962 году, Эрик Берн представил четыре жизненные позиции и обрисовал психологические процессы, которые присущи каждой из них:
Я – ОК, Ты – ОК
Я – не ОК, Ты – ОК
Я – ОК, Ты – не ОК
Я – не ОК, Ты – не ОК
Табл. О'Кей в отношении нас самих и также О'Кей или не О'Кей в отношении другого человека:
Никакие отношения не существует изолированно. Все наши взаимодействия с людьми происходят во множестве контекстов: семья, друзья, сообщества, команды, организации, общество в целом и, по восходящей, весь мир. Ребенок имеет дело со сложной сетью отношений дома, в школе, в кружках, в районе проживания и в рамках виртуальной информации (интернет). Он может воспринимать себя как «О'Кей», например, в семье, где у него со всеми хорошие отношения. Он может чувствовать агрессивное отношение со стороны окружающих в учебном заведении, что заставляет его перемещаться в позицию «Я – не О'Кей», по крайней мере, на тот период, пока он находится там. Он может видеть, что в социальных сетях молодых людей представляют в черном свете, однобоко, и станет идентифицировать себя с такими же, – примет позицию «Я – не О'Кей», потому что «мы – не О'Кей». И т.д.
Т.о., вполне нормально, чтобы люди проводили часть времени во всех этих позициях. Тем не менее, если одна из позиций становится явно доминирующей, то вокруг нее выстраиваются отношения с другими людьми, установки на деятельность, выстраиваются соответствующим образом ценностно-смысловые ориентиры личности.
Если я нахожусь в положении, когда «Я — О'Кей, Ты — О'Кей», я смотрю на себя и «тебя» положительно и принимаю ситуацию — которая может подразумевать мое согласие или несогласие с тобой. Если это моя экзистенциальная жизненная позиция, она будет отражать мой преобладающий способ существования в мире. Следовательно, я, скорее всего, «найду общий язык» с тобой в этот момент, даже если мне не нравится «твое» поведение. Это важное различие, если вспомнить тенденцию родителей объединять личность ребенка с его поведением. Например, «Ты плохая девочка / плохой мальчик» вместо чего-то вроде «То, что ты сейчас сделал, — неприемлемо, и я хочу сохранить контакт с тобой, чтобы обсудить, как ты мог бы сделать это по-другому в следующий раз». Во многих случаях поведение и отношение ребенка «побуждает» родителей уйти с этой позиции О'Кей-О'Кей, часто с явной целью отвергнуть первых. Поэтому для поддержки себя и ребенка крайне важно оставаться «здесь», сохранять обоих в положении О'Кей.
Если я в позиции «Я — не О'Кей, Ты — О'Кей», я буду считать Себя менее важным или способным, чем «Тебя», так что я, скорее всего, буду отдавать тебе свою силу, стремиться к тому, чтобы ты сделал что-то за меня («потому что у Тебя намного лучше получается..., чем у Меня») и так далее. По всей вероятности, я захочу уйти от «Тебя» из-за смущения или дискомфорта. И тогда ребенок дистанцируется от взрослых, уходит в виртуальную реальность, не доступен для диалога.
Если я в позиции «Я — О'Кей, Ты — не О'Кей», я буду помещать Себя в позицию «ступенькой выше» по отношению к «Тебе». Это может принимать две основные формы: роли Спасителя и Преследователя в контексте драматического треугольника Карпмана. Если я выбираю первую роль, то я должен «делать что-то для» Тебя, с имплицитным (и иногда эксплицитным) сообщением, что ты не способен сделать это для себя самостоятельно. (Также маловероятно, что Я буду спрашивать у Тебя, нужно ли Тебе вообще это делать!) Часто мы можем наблюдать подобную ситуацию, когда ребенок является буфером в конфликтах меду родителями, или в семьях родителей-алкоголиков, или когда родитель, нарушая иерархию, выносит взрослые проблемы в диаду ребенок-взрослый. Если я выбираю роль Преследователя, то я буду упрекать, ругать, притеснять или критиковать Тебя за все то, что Ты (якобы) понимаешь неправильно. Я сделаю Тебя причиной всех моих неприятностей: без Тебя моя жизнь была бы намного лучше. Это гневная позиция, которая, в конце концов, приводит к тому, что я захочу «избавиться» от Тебя. В качестве примера «избавления» можно привести побеги из дома, стремление рано уйти из семейного гнезда и жить самостоятельно, дистанция не только психологическая, но и физическая, искать в партнеры полную противоположность отвергаемого родителя.
Позиция «Я — не О'Кей, Ты — не О'Кей» — «безнадежна». Если ни Я ни Ты не О'Кей, я не могу винить тебя за то, что случается: мы оба не О'Кей. Часто это временная ситуация, в которую два человека попадают в «низшей точке» ссоры: когда мы уже не виним себя или другого человека и оказываемся в «мертвой точке», в «безвыходном» положении.
Берн определял окейность как экзистенциальную жизненную позицию, которую по раннему определению Берна люди «занимают в раннем детстве (с третьего по седьмой годы жизни) для обоснования решения, основанного на раннем опыте». Экзистенциальная жизненная позиция — преимущественно внутренний процесс, который лежит в основе поведения и реакций в течение продолжительного периода времени.
По мнению Клода Стайнера — одного из основоположников транзактного анализа, жизненные позиции принимаются уже в первые месяцы кормления ребенка. Для Стайнера позиция «Я — ОК, ты — ОК» находит свое отражение в приятной атмосфере взаимозависимости между сосущим ребенком и его матерью. Он приравнивает ее к позиции «основного (базового) доверия», описанной специалистом по детскому развитию Эриком Эриксоном, которая представляет собой такое состояние, при котором младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним.
Стайнер считает, что вначале все дети начинают с позиции «Я — ОК, ты — ОК». При этом ребенок меняет позицию лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. Некоторые дети само рождение (трудные роды, заболевания) воспринимают как подобную угрозу. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или, что другие люди не ОК, перейдя из состояния «основного доверия» по Эриксону, в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих, ребенок формирует свою самооценку и начинает писать собственный сценарий.
Ребёнок делает вывод о том, что он не-Ок, если:
- родители ухаживали за ребёнком, любили его не созвучно с его потребностями;
- родители часто хмурились и выглядели недовольными, напряжёнными в присутствии ребёнка;
- родители кричали на ребёнка или били его;
- ребёнок болел и чувствовал себя физически ослабленным;
Для маленького ребенка семья является целым миром, в котором он не только живет, но и развивается, делает открытия о себе, об отношениях в целом, о своем месте в них, учится радоваться и любить. Именно в семье закладываются основы личности ребенка и его самооценки. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.
Стиль — приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком. Родители пользуются множеством приемов воспитания в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от его поведения в данный момент и культуры, к которой они принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребенка и постепенно, но упорно внушают ему определенные ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.
В зарубежной психологии проблема влияния типа воспитания на образ Я ребенка наиболее подробно исследовалась Р. Бернсом. В своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» он рассматривает различные подходы к решению этого вопроса и анализирует, при каких условиях семейного воспитания у ребенка формируется та или иная самооценка. В отечественной психологии эту проблему рассматривали М. И. Лисина и А. И. Захаров. Эксперименты М. И. Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми. Но при этом подчеркивается, что это всего лишь предположение, которое нуждается в дополнительном изучении. А. И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.
Большинство современных авторов считает, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «родитель — ребенок» является основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение детских неврозов. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.
- Гипоопека характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке со стороны родителей. При этом типе отношений ребенок, как правило, предоставлен самому себе, чувствует себя одиноким и брошенным.
- Доминирующая гиперопека предполагает окружение ребенка излишней заботой, блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперопека проявляется в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над детским поведением. Одним из вариантов гиперопеки является потворствующая гиперопека, проявляющаяся в стремлении родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка — «кумира семьи».
- Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях; может проявляться явно и скрыто, в виде иронии, высмеивания. Источником серьезных искажений (включая невротические) формирующейся личности подростка является воспитание в условиях эмоционального отвержения ребенка одним или обоими родителями. Такое воспитание вызывает у ребенка склонность к реакциям активного и пассивного протеста, закрепление которых способствует патологическому формированию личности с тенденцией к девиантному поведению.
- Жестокие взаимоотношения также могут проявляться явно (в виде физического насилия) или скрыто (в виде эмоциональной враждебности и холодности).
- Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи.
- Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей, сочетать несовместимые воспитательские подходы, осуществлять разные виды неправильного воспитания. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперопека со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперопека со стороны бабки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для ребенка, создавая большой риск для удара по слабым сторонам его характера.
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля.
Родительский контроль - имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций. Родительская теплота - указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.
Классификация стилей родительского воспитания по Д.Баумринд включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил, с учетом растущей компетентности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. В авторитарных семьях у детей формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть.
Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Ребенку предоставлена полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции. Индифферентный стиль особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.
Рассмотрим также еще несколько здоровых стилей общения с ребенком.
А. Болдуин называет демократический стиль, который характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Е.Т. Соколова выделяет в отношениях «мать-дитя» стиль сотрудничество, когда в общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. А.Я. Варга и В.В. Столин описывают принимающе – авторитарный стиль как субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
Как мы видим во всех описаниях здорового стиля общения выделяется поддерживающая, принимающая, эмоционально теплая сторона общения родителей с ребенком в сочетании с предоставлением ему самостоятельности, но в пределах определенных границ и правил, соответствующих семейным ценностям. Все это перекликается с описанием окейности как экзистенциальной позиции человека: «Я, ты и другие (Они) имеют право существовать, иметь потребности и совершать какие-то действия для их удовлетворения. Не любить или не соглашаться с чем-либо не обязательно значит воспринимать его/ее как «не О'Кей». Можно сильно отличаться от кого-либо или быть недовольным тем, что они делают, и все равно считать их О'Кей.» По сути, речь об уважении и принятии индивидуальности в то же время несогласии с неприемлемым поведением.
Рассмотрим возможные варианты сочетания стилей воспитания по А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллеру и экзистенциальных позиций по Берну:
Какую позицию при различных стилях воспитания выберет ребенок зависит от темперамента, эмоционального наследия от предыдущих поколений, убеждений, которые передают родители детям.
Список использованной литературы:
- Бабулина Л.В. Развитие жизненной позиции личности // Актуальные вопросы современной науки. - 2011. - №18 – с.152-173. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zhiznennoy-pozitsii-lichnosti.
- Стефан Странстром Разъясняя и расширяя теорию Позиций Источник: EATANewsletterN101, Junehttp://www.transactional-analysis.ru/thinking/293-positions
- Крис Дэвидсон//Окейность и жизненные позиции. http://www.transactional-analysis.ru/thinking/311-okness.
- Костицына Е.А.Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.
- Ирина Летова. Жизненные сценарии// http://www.transactional-analysis.ru/script/69-scripts
- Бельгибаева Г.К., Кенесбекова С.А., Айтжанова Р.М. Особенности стилей воспитания детей// Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 53-56
- Молодцова, Т. Г. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников / / Молодой ученый. — 2018. — № 5 https://moluch.ru/archive/191/48150/
- Блохина Т. С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «Образ я» //Акмеология – 2017. – №3 – с.23-28
Купить сборник "Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям"
Опубликовать свою статью на медиаресурсе LPPN PRESS
Психологическое консультирование и психотерапия наставниками ЛППН