Архетип Бабы-Яги

Архетип Бабы-Яги

Рудакова Юлия Борисовна

Психолог

Рудакова Юлия Борисовна  Психолог

Одним из самых интересных и неоднозначных образов сказочных героев является образ Бабы-Яги. Современные сказки показывают ее как злодейку и отрицательный персонаж, однако этот образ не так прост. Предлагаю вам рассмотреть Бабу-Ягу с незнакомой для вас стороны и узнать ее новые роли в знакомых вам сказках.

Начнем со смысла, заложенного в слове "Баба-Яга". Слово "баба" сегодня является просторечным и вульгарным обращением к женщине, но еще в первой половине 20 века "бабой" нейтрально называли любую замужнюю женщину. А если мы посмотрим еще дальше в исторические корни происхождения слова "баба", то можно обнаружить, что:

- в тюркском языке слово "баба" обозначало ритуальный объект — идол, каменное или деревянное изображение божества или духа. Такие идолы в древние времена устанавливали в степи;

- гунны — кочевники степи, так же ставили каменных баб в степях и на границах леса и степи Великой-Европейской (Русской) равнины задолго до возникновения славян. Вспомните, что в сказках Баба-Яга живет в избушке на границе леса;

- у шумеров была богиня, которую звали Баба (или Бау) — дочь верховного бога неба Ану, одного из старейших и наиболее почитаемых шумерских богов. К сожалению, изображения этой богини до нас не дошли. Баба была обычной локальной (для шумерского города-государства Лагаш) богиней-матерью с культом плодородия, которая была парной мужскому богу-отцу Нингирсу. Их супружеский союз праздновали каждый год;

- в Древнем Египте существовало очень важное божество, имеющее один корень с "бабой", а именно Бабуин — дух, стоящий на границе живых и мертвых миров.

Изучая происхождение слова, "Яга", можно узнать, что:

- У малых народов Сибири "Яга-Яг" значит "первая, одинокая" или "река, несущая в потусторонний мир".

- Яга — от слова Яша. Яша — ящур-прародитель, хранительница рода и традиций — заботливая, но очень строгая и требовательная Берегиня.

- "Яга" так же созвучно со словом "йога". На санскрите слово йога имеет такие значения, как: "упряжка", "обуздание", "соединение", "единение", "связь", "гармония", "союз". И здесь прослеживается связь с кочевниками и гунами: упряжка для лошадей, как и сами лошади, имеет жизненно важную роль для кочевников. А значение "союз", "единение" можно трактовать как связь между миром мертвых и живых.

История происхождения самого персонажа Бабы-Яги доподлинно неизвестна. Одной из прародительниц Бабы-Яги считают Медузу (Медуса-повелительница, защитница) Горгону. Будучи прекрасной, невинной девушкой, Медуза приглянулась Посейдону, который и насилует ее в храме. Боги, разгневанные осквернением храма, направляют свой гнев не на Посейдона, а на Медузу, превращая ее   в уродливое существо, на которое и смотреть нельзя под угрозой превращения в камень. Также существует предание о прекрасной юной Богине с каре-зелеными глазами и мягкими длинными русыми косами — в сказании ее зовут Йогиня, Йогиня-Матушка, так же ее называли Йогой Златой Ногой. Всем она была хороша — и красива, и добра необычайно. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне. Собирая беспризорных детей-сирот, Йогиня доставляла их в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия гор. В предгорном Скиту Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц.

Таким образом, можно сказать, что образ Бабы-Яги — это трансформация древнейшего образа Матери-Богини. Эта Богиня повелевает как судьбами потустороннего мира, так и судьбами людей. Но образ Богини меняется с развитием человечества: из Йогини-Матушки Богиня превратилась в демоническое существо, злодейку сказок и охотницу за детьми.

Качества персонажа:


  1. Возрастной и половой критерий (взрослая особь, противопоставленная мужскому полу). У Бабы-Яги нет отчества, кличется она Яга Ягинишна, т.е. присутствует «материнчество», что подчеркивает матриархальные корни образа Бабы-Яги. О семье Бабы-Яги: отец-Вий (повелитель царства мертвых). Муж-Велес (покровитель домашнего скота, бог леса, попечитель торговцев), который сумел победить Ягинью в честном бою. Велес, становясь мужем Ягиньи, становится повелителем верхнего подземного царства.
  2. Выполняемые функции (материнство, защита, обучение, обольщение, инициация). Но давайте рассмотрим помощь Бабы-Яги при прохождении испытаний главных героев на пути их инициации, то есть жизненного перехода героя на новую ступень развития.


Что такое посвящение? Это - один из институтов, свойственных родовому строю. Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак. Такова социальная функция этого обряда. Формы его различны, и на них мы еще остановимся в связи с материалом сказки. Формы эти определяются мыслительной основой обряда. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это - так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т. е. выхаркивался или извергался. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Тут же производилось обрезание. Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне. Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (отрубанием пальца, выбиванием некоторых зубов и др.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма и другие знаки пройденного обряда. Мальчик проходил более или менее длительную и строгую школу. Его обучали приемам охоты, ему сообщались тайны религиозного характера, исторические сведения, правила и требования быта и т. д. Он проходил школу охотника и члена общества, школу плясок, песен, и всего, что казалось необходимым в жизни.


  1. Наличие власти (над людьми, растительным и животным миром, природными явлениями). Помощниками Бабы-Яги выступают в разных сказках: гуси-лебеди, змеи, вороны, коты, разноцветные всадники (символизирующие времена суток).
  2. Общественное почтение.


5.Трансцендентно-мистические способности (обладание магией).


  1. Безобразный внешний вид. Наличие костяной ноги подчеркивает пребывание Бабы-Яги между двумя мирами.
  2. Принадлежность к миру мертвых. Охрана входа в мир мертвых Избушка на курьих ножках в лесу. Лес дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный. Все герои (изгнанные или заблудившиеся) обязательно приходят в этот лес, который символизирует в сказках пространство перехода из мира живых в мир мертвых. Избушка на курьих ножках, стоящая передом к лесу (т.е. к миру мертвых), является также символом входа в иной мир. Существовал и обычай захоронений усопших в подобных избушках в лесу. Одно из высказываний Бабы-Яги: «Фуу! Живым духом пахнет!» только подтверждает о пребывании Бабы-Яги между мирами.


 Ступа с помелом. Надо заметить, что Баба-Яга не летает, а ездит в ступе, заметая следы помелом.  Ступа как символ женского репродуктивного органа и пест как символ мужского.

В. Я. Пропп выделяет три образа Яги, или три типа данного персонажа  1) Ягу-дарительницу, лежащую в тесной избушке: «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос» («Иван меньшой-разумом большой»)  2) Ягу-пожирательницу (или похитительницу): «... Баба-яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на полке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол») и 3) Ягу-воительницу, летающую в ступе: «Бросилась баба-яга в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» («Марья Моревна»).

В концепции психоаналитика К.Г. Юнга понятие архетип означает изначально-врожденные психические структуры, образы фантазии, присущие человеческой общности и составляющие основу коллективного бессознательного1. Универсальность и вечность архетипам придает их символичность: архетипы не привязаны к чему-то конкретному, пространственно-временному, что способствует богатству их смыслов, значений и ассоциаций , накапливаемых в процессе своего исторического существования. Особенностью архетипов является то, что они как результат многовекового опыта предков наследуются не только коллективно, но и индивидуально.

На наш взгляд, Баба-Яга, хотя формально и является антагонистом по отношению к главному герою сказки, но, фактически реализует в своем содержании архетип Мудрости (архетип Старца). Образу Бабы-Яги соответствует образ Ведьмы в европейских сказках. Согласно М.-Л. фон Франц: «Фигура ведьмы — это одна из божественных сторон Великой Матери. Это Великая Мать, которой пренебрегли, Богиня Земли в ее разрушительном воплощении. Египетскую Богиню Мать, Исиду, называют великой чародейкой и великой ведьмой. Находясь в состоянии гнева, она превращается в ведьму, а будучи благосклонной, она становится заботливой, всепрощающей матерью, которая дает рождение богам. В такой фигуре сочетаются обе части архетипа матери, ибо у нее есть и темная, и светлая сторона: колдовская и благосклонно-материнская».

Образ Бабы-Яги можно считать архетипом, содержащим в себе повторяющуюся схему бытия русской женщины со множеством испытаний, выпадающих на ее долю. Сакральная архетипичность образа Бабы-Яги, по мнению Яковлевой Е.Л., обладает особым значением для русской ментальности. Бабу-Ягу можно по праву считать одним из женских образов – архетипов, совместившем в себе мудрость, покладистость и своенравность, доброту и театральность, интуитивность, смелость, смекалку и пр.

В целом можно утверждать, что архетип Бабы-Яги объемлет собой триадность мироздания, связанную с делением мира на три части — Небо, Землю и подземный мир, что подчеркивает ее изначальную функцию Великой матери, женщины как прародительницы всего сущего и хозяйки мироздания. Это триединство в архетипе Яги проявляется и в других сочетаниях — духовное, душевное и телесное; интеллектуальное, моральное и эстетическое; чувства, мысли и поступки [6]

Мы встретимся с ней. От нас зависит, как это произойдет, как она проявится для нас. Через добровольное желание встретиться со своими слабостями, чтобы превратить их в ресурсы, через решение проблем, которые перед нами стоят, через получение живых знаний, которые можно проживать, а не записывать в книги, чтобы ставить на полки. Или через неприятности, трудности, внутренние переживания, болезни и прочие напасти.

У Бабы Яги огромный арсенал. И она может напоить, накормить, спать уложить, расспросить и дать ответы на наши вопросы, а потом и волшебный клубочек, если мы с уважением отнесемся к ее миру, ее пространству, если мы на самом деле хотим решить свои проблемы, укрепить свои слабые места, а не найти халявный сундук с сокровищами, которые не охраняет дракон.

А теперь сказка о Бабе-Яге. Она написана для женщин с диагнозом бесплодие, которые проходя долгий путь лечения, испытывают экзистенциальные переживания, базирующиеся на переосмыслении жизни, приводящие к внутриличностному конфликту, нелогичные и неконтролируемые, индивидуальные и субъективные.

Жила-была (хотя, почему была? Наверное, и сейчас здравствует) Баба-Яга. Баба как баба, Яга как яга, химичила себе потихоньку, супчик с жабами варила, младенчиков в печи припекала, добрых молодцев все норовила то в постель, то в баньку затащить.

И случился с ней кризис, да не простой, а экзистенциальный. Проснулась как-то утром Яга-все не так, неправильно. Нет, домик на месте, кот сидит на печи, голодными глазами плошку пожирает, ступа в углу отдыхает, боевые лебеди во дворе на цепи.

«Не заболела ли я?»,-подумала Яга и тут же трижды плюнула через левое плечо. Ничего не болит, а душа, прямо, ноет, тревогой исходит. А в голову непривычные мысли лезут. «Ну вот взять меня»,-думает Ягишна,-«Живу столько, что зарубками все деревья в лесу отмечены. А зачем? Ни мужа, ни деток! Всю жизнь свою во служение обществу положила-то младенцев недоношенных припекала, то молодцев заезжих уму-разуму учила, то Кощея утешала.

А себе? А о себе и забыла. И начала Баба-Яга горевать о своей судьбинушке никчемной. Год сидит горюнится, второй…И решила Баба-Яга дочку себе родить. «Надо родить, мастерство ей свое передать, опыт какой-никакой, а тысячелетиями нажит, клиентура наработана. Да и в глубокую дряхлость когда впаду, и зуб последний выпадет, надо, чтобы мясо было кому жевать».  Сказано-сделано. Да только это в сказках все быстро получается. Что только не делала Ягинична: и зелье свое «Забеременей без усилий» литрами пила, и молодцев заезжих каждую субботу в баньку приваживала, и отношения свои с Кащеем перевела из романтической плоскости совсем в другую, и книги на тему «Как стать хорошей матерью и не свихнуться» во всех библиотеках всех миров перечитала.

Отчаялась совсем! А тут еще и Кощей пассию юную завел. «Мы, -говорит Кощей, - с Василисой решили сына родить, тебя в няньки позовем». Весь лес хихикает над Ягинишной. И так ей горько и обидно стала от немощи своей-хоть ложись да помирай. Ничего ее не радует. Достала Баба-Яга мешочек с одеждой похоронной, помылась в баньке, попрощалась с избушкой, дала наказы коту своему любимому, отпустила лебедей боевых, легла на печь помирать…Да придремала… Сквозь сон слышит-скребется кто-то тихонечко в дверь. «Смерть», -подумала Баба-Яга и пошла открывать. А за дверью стоит девочка маленькая да худенькая, платьишко ветхое с чужого плеча и горько плачет: «Съешь меня, бабушка. Не хочу я больше жить на этом свете. Сирота я. Никому ненужная». И в этот самый миг что-то случилось с Бабой-Ягой. Заплакала она и прижала девочку к груди…И счастливей этих двоих никого не было во всех мирах.

Девочка та выросла умницей и красавицей, но это уже другая сказка.

 

Список использованной литературы:

 


  1. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки. М. : Правда, 1982. 584 с.
  2. Ковальчук Л.П. Концептуальная интеграция смешанного пространства «Баба-Яга» в сказочном дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-integratsiya-smeshannogo-prostranstva-baba-yaga-v-skazochnom-diskurse (дата обращения: 08.01.2023).
  3. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М. : Лабиринт, 2000. 336 с.
  4. Соляник Ольга Евгеньевна Баба-яга в русской народной волшебной сказке. Этимология слова "яга" // Гуманитарная парадигма. 2018. №3 (6).
  5. Франц М.-Л. фон Феномены Тени и зла в волшебных сказках / Пер.с англ. В. Мершавки. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010.
  6. Яковлева Е.Л. Баба-Яга как архетип русской женщины. // Психология и Психотехника. - 2014. - № 8. - C. 838-845. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.8.12461



Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"

 

Психологическое консультирование опытными психологами

 

Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press



Бесплатная консультация от стажеров ЛППН