Методы сказкотерапевтической работы с не сказочными жанрами Притча как образное нравоучение

Методы сказкотерапевтической работы с не сказочными жанрами Притча как образное нравоучение 

Карачаров Александр Егорович

Психолог

Карачаров Александр Егорович

“Притча — великолепное средство разбудить мысль”.

Определение притчи.

В классическом понимании притча (слав. притъка — случай, происшествие) — это краткий иносказательный, образный рассказ, часто употребляемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.

 "Термин происходит от корня – течь - (идти) или – ткнуть - (встретиться). В обоих случаях он означает припутное изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям"— Василий Великий

Наиболее полное определение притчи — это рассказ, взятый из истории или жизни, цель которого — запечатлеть духовные или нравственные истины. Греческое слово «параболэ» (притча) обозначает «сравнение», так как при помощи притчей проводят сравнение между естественными и духовными предметами и показывают соответствие между чувственным и духовным миром. Притча включает в себя яркий пример какого-либо нравственного аспекта жизни, способного подсказать, направить человека, ищущего ответ на свои жизненно вопросы, именно она помогает найти ответ, когда человек стоит на распутье или в тупике. В притчу заключены образы, символы, которые несут такой глубокий подтекст, обладающей гармоничной установкой. Они, это образы, посылают запрос в бессознательное, и оно начинает запускать исцеляющие процессы, способствующие снижению напряжения.

Παροιμία (буквально «припутное») — краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни.

Παραβολή — целый рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям.

Притча как образное нравоучение.

Притча является древним и, по-видимому, универсальным способом, позволяющим в максимально сжатой форме сообщить человеку нечто чрезвычайно важное и настолько емкое, что не всякую книгу по психологии можно назвать такой же содержательной. Притчи применялись и применяются по сей день в самых разных культурах и учениях, у разных народов и в разных концах света. Пример, одной из таких притч:

“Мастер Цен предложил ученику подготовиться к выполнению упражнений по стрельбе из лука. Ученик подошел к рубежу стрельбы, и при себе имел лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и выбросил ее в сторону.

- Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? - Возмутившись спросил ученик.

- Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно полетела бы мимо цели.

- Но почему? - Удивленно спросил ученик.

- Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя нет в запасе еще одной попытки, - ответил Мастер”.

 Эту притчу можно толковать по-разному. Она рассказывает о заниженной самооценке, об уровне притязаний, об умении ставить цель и добиваться ее, а также о важности ценить, даваемой нам жизнью шанс и не упускать его.

 Притча для психолога имеет особое значение. В последние годы было издано немалое количество сборников притч, а в Интернете созданы десятки сайтов, посвященных притчам, где можно найти притчи на все случаи жизни. Большое количество психологов и психотерапевтов имеют в своем арсенале хотя бы несколько нравоучительных историй про запас.

Использование психотерапевтических притч и метафор — достаточно популярная тема в современной психологии. Различные рассказы, несущие в себе внутренний смысл, являются эффективным средством для работы во всех направлениях психологии. Такие истории могут использоваться как в школе - для адаптации ребенка, а также в соматической клинике при работе с пациентами. Притчи могут нести в себе множество функций: могут позволить соприкоснуться со своим страхом и победить его, или получить обезболивающий эффект, позволить хотя бы на шаг приблизиться к решению наболевших проблем.

Магическое свойство притчи, дающее возможность изменить внутреннее состояние человека при соприкосновении с рассказываемой историей, по праву вывело психотерапевтическую притчу в разряд достаточно эффективных психотехник.

 Само применение терапевтических притч началось задолго до возникновения психотерапии как научного направления. Истории, содержащие житейские ситуации, и включающие в себе возможные варианты их решения, мы видим на протяжении множества веков во многих литературных источниках. Как пример история Шахерезады, или притчи Хаджи Насреддина.

Притчи часто использовались в религиозных и философских учениях, для преподнесения апологетам назидательных истин. Достаточно вспомнить притчи, которые рассказывал Иисус, а также назидательные истории Суфиев, которые излагали свое учение именно через притчи.  Апостол Иоанн Златоуст считал, что Иисус использовал притчи, «чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам».

В первую очередь психотерапевтические притчи могут рассматриваться как средство психологической поддержки и психологического воздействия. С помощью притч осваиваются психологические ценности, моральные устои общества, правила поведения, принятые социумом. По сути, терапевтические притчи часто являются неким концентрированным продуктом, содержащим в себе основу нормативного поведения конкретного социального пространства. Учитывая форму преподнесения норм и ценностей поведения, притчи позволяют усваивать их, не вызывая отторжения. Такое важное качество терапевтических притч и их специфическая форма восприятия клиентом отмечены многими авторами как крайне важные. Так, например, Г.С. Абрамова отмечает значимость использования психотерапевтических притч в ситуации эмоциональной поддержки друг друга. Усвоенная психотерапевтическая притча может стать для клиента в дальнейшем девизом, дающим поддержку в решении собственных задач на протяжении многих лет.

Использование притч возможно и для изучения основных жизненных представлений клиента, что поможет выявлять его установки, чувства и мысли, обращаясь напрямую к его бессознательному.

В настоящее время известно применение терапевтических притч, в виде метода позитивной психотерапии Носсрата Пезешкиана. В позитивной психотерапии Пезешкиана притчи занимают центральное место среди терапевтического инструментария. Использование в своей работе притч, сказок, терапевтических историй, Пезешкиан считает одним из основных методов налаживания взаимопонимания между клиентом и психотерапевтом. При этом автор отмечает, как важную составляющую психотерапевтической притчи ее занимательность, краткость и яркость изложения, поэтичность. Это означает, что кроме интеллектуального процесса, психотерапевтическая притча в своем использовании включает элементы катарсиса, через прикосновение к прекрасному и очищение. Одна из важнейших функций психотерапевтической истории — изменение позиции человека. Включаясь в поэтическую историю, он может посмотреть на происходящую ситуацию с разных точек зрения, иногда обретая совершенно другой взгляд на ее функцию и значение. Прикосновение к психотерапевтической притче часто вызывает у человека внутреннее согласие или несогласие, которое связано с новым переживанием и принятием ситуации, вызывающее одновременно интеллектуальное наслаждение от понимания происходящего процесса. Пезешкиан данное явление называет переживанием «ага».

Пезешкиан описал несколько основных психотерапевтических функций притч:

Зеркало. Данная функция дает возможность иносказательно и деликатно обратить внимание человека на его собственную личность, характерные особенности возникшей проблемы, вредные привычки, ошибки и стереотипы поведения;

Депо. Притча позволяет оказывать воздействие не только в момент рассказа. Оставаясь в памяти человека, она способна незримо влиять на его мышление и в отдаленном периоде. Притчи – это косвенные указания, намеки, подобные семенам: в определенный сезон они дадут всходы;

Возможность альтернативного выбора. Рассказанная история содержит дидактический компонент, не директивно обучающий пациента использовать альтернативные варианты и расширяющий его выбор в определенных ситуациях;

Свобода пациента и врача при работе над проблемой. Атмосфера непринужденной беседы и в то же время конструктивного диалога лучше всего создается с помощью метафорических повествований. Вовремя рассказанный анекдот или притча позволяют быстрее наладить контакт с пациентом, разрядить обстановку и неформально подытожить итоги сеанса;

Поддержка. История, сказка, анекдот помогают переключить внимание пациента с негативных переживаний, с его зацикленности на мыслях о проблеме на отвлеченную тему, предлагающую позитивный взгляд, перспективу и варианты решения. Это часто облегчает состояние обратившегося за помощью человека уже во время сеанса (и в последующем при рассказывании этих историй самим пациентом своему окружению);

Новый ресурс. История, притча, анекдот и даже короткий афоризм могут стать настолько важной информацией для пациента, что иногда быстро и радикально меняют отношение человека к его хроническим проблемам, открывают второе дыхание, а порой даже скрытые способности и ресурсы;

Освоение нового культурного пространства. Сказки и притчи других народов позволяют лучше понять их мировоззрение, традиции, культуру и перенять что-то ценное, не только расширяя свой кругозор, но и развивая личность;

Принятие ответственности. История не является директивной инструкцией, поэтому стимулирует пациента делать свои выводы, принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность.

Большое влияние на использование методов психотерапевтических притч показал Милтон Эриксон. Умение Эриксона использовать психотерапевтические технологии, концентрируюсь не на патологию, а на «психологию возможностей» сделало использование теоретических историй крайне эффективным методом.

Эриксонианские методики, опирающиеся на развитые С. Геллером модели мышления, названные им «вне сознательной системой», вывели метафору в разряд крайне эффективных техник изменения мышления, а значит и самой жизни.

Символическая природа психотерапевтической притчи, гармонично использованная в процессе психотерапии, позволяет найти нужные точки опоры в ситуации кризиса и изменить взгляд на происходящие события, так чтобы кризис из ситуации «катастрофы» и упадка был переведен в «ситуацию возможностей». Обретая новую позицию, и рассматривая кризис как новые возможности для роста и изменений личности, человеческое сознание меняет восприятие ситуации и начинает работать на активный поиск выхода из тупикового положения. Такое изменение позиции приводит к специфическому взгляду на реальность, с точки зрения поиска новых возможностей для развития, а также активный поиск ресурсов и концентрация на новых возможностях, позволяет выстроить систему, приводящую клиента к успеху. Таким образом, психотерапевтическая притча становится крайне эффективным и простым способом движения от кризиса «катастрофы» к кризису «ситуации новых возможностей».

Притчу можно сравнить с айсбергом, у которого лишь незначительная часть находится на поверхности.

«Айсберг притчи» состоит из нескольких пластов:


  1. Функциональный пласт — это тот, что лежит на поверхности, та верхушка, которая видна клиенту (он слышит вашу притчу). Собственно говоря, это знакомство с притчей (услышал, прочитал и т. п.).
  2. Физиологический пласт — это жесты которые вы показываете при рассказывании притчи (передвижение в момент рассказа, поза, движения рук, ладоней и т. п.).
  3. Психологический пласт (целевая диагностика) - здесь подразумевается влияние притчи на психику человека (развитие памяти, внимания, мышления, воображения).
  4. Личностный пласт — это тот, что относится к отсроченному результату, приводящему к личностному развитию того, кто слушает (слышал) притчу. Этот результат проявляется значительно позже знакомства с притчей.


Притчи используют для того, чтобы наглядно представить какую-либо модель, соответствующую проблеме пациента и/или способам ее решения. Причем происходит это не в морализаторско-назидательном ключе, а в форме свободной беседы.

Различия между сказкой, басней и притчей.

Если представить себе шкалу, на одном полюсе которой расположена сказка, а на другом басня, как вы полагаете: где на этой шкале можно разместить притчу, если взять в качестве критериев оценки назидательность? Ближе к сказке или басне? Я бы разместил притчу ближе к басне.  Ведь в отличие от басни, притча не содержит прямого наставления морали. Слушатель сам должен вывести мораль. Вот поэтому свои притчи Иисус Христос обычно заканчивал восклицанием: «Имеющий уши да услышит!»

Несмотря на то, что многие притчи по форме очень похожи на сказки. Различия между ними весьма существенны, прежде всего по глубине и содержательности. Притчи более прозрачны. Смысл их легче расшифровывается. Сказки же интерпретировать значительно сложнее. Скрытые смыслы почти никогда не лежат на поверхности. Порой требуется немало усилий для понимания психологического содержания сказок, а притчи очень дидактичны и преподносят уроки, а также приводят к достаточно определенным выводам, которые должны сделать слушатели. Сказки же не всегда чему-то учат. Иногда внешне они вообще антипатичны, взять хотя бы про красную шапочку, которую мама почему-то отправляет одну в лес кишащей кровожадными хищниками, золушку и т. д.  В притчах, как правило нет ничего мистического. В них обычно не происходят чудеса и практически не встречается волшебство, что так характерно для сказок. Притчи описывают ситуации, которые могли бы происходить на самом деле, но при этом избегая лишней конкретики и детализации. Поэтому действия в притче разворачивается в неком абстрактном пространстве. Тут главное мысль идеи мудрости. Это позволяет современному человеку даже в древних притчах видеть сегодня нечто важное для него лично.

Как итог, психологи с удовольствием используют особенности притчи. Рассказывая человеку притчу, психолог не дает своему клиенту конкретного совета или рекомендаций, он предоставляет клиенту возможность самому извлечь из притчи определенную истину. В этом смысле притча проявляет уважение к слушателю. Поэтому людям и нравится притчи, так как позволяют слушателям почувствовать себя умными, логически умеющим мыслить и принимать самостоятельно решения будучи приобщенными к мудрости веков.

Виды притч

Есть притчи, которые почти идентичны анекдоту, например, Суфийские притчи о Ходже Насреддине. Есть притчи, чья мораль столь очевидна, что даже неудобно радоваться за свою сообразительность и способность понимания. Но есть такие, чья глубина заставляет по-настоящему серьезно задуматься о полноте смысла, при попытке осознать сокрытую в ней истину. Вот, пример, такой притчи:

Как-то ученик спросил Конфуция - “Как следует людям относиться к Бог и демону?”

 - “Никак” - ответил учитель. - “Люди еще не научились относиться друг к другу”.

Притчи могут быть не только способом приобщения к мудрости, но и инструментом, воздействующим на эмоциональную сферу. Как, пример притчи, которые имеют мощный психотерапевтический потенциал не только на взрослых, но и на маленьких клиентов, а также и на самих психологов. Впрочем, хорошие притчи всегда обладали такими свойствами. Притчи должны помогать не только слушающему, но и рассказчику.

Чем же притча полезна самому психологу? Иногда психологу кажется, что его труд напоминает работу человека, задумавшего пересыпать весь песок Сахары на новое место. Ведь всем, кому нужна помощь - помочь не удается, а нуждающихся сотни, а он один. Кроме того, результаты нелегкой работы психолога часто никто не замечает. Хочется верить, что данная притча сможет добавит оптимизма любому психологу.

«В малом ты был верен…» Евангелие от Матфея,25:21. Делая малое дело – мы делаем великое дело!

“Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды, которые окружали его со всех сторон. Казалось, на песке было более миллиона морских звезд и берег был усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь морские звезды в воду? — Спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, когда начнется отлив, они погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят?!

Мальчик молча поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много…  Хотя бы для этой звезды”.

Как классифицировать притчи, используемые психологом.

А. Н. Иванов предлагает выделять следующие виды притчи: Суфийские, Восточные, Даосские, Буддийские, Христианские. Притчи в этой типологии распределены в соответствии с религиозными философскими учениями. Такой подход объясним: психологи, привычно пользуется старыми проверенными веками притчами. Они наполнены исключительной вековой мудростью, которая с годами становится еще более значимой. Хотя порой и современные притчи, автор которых обычно бывает неизвестен, обладают очень глубоким психологическим смыслом. Вот пример такой притчи:

Ехал как-то молодой человек на новом сверкающим ягуаре. В прекрасном настроении напевая, какую-то мелодию. Вдруг увидел детей, сидящих у дороги. После того как он осторожно объехал детей и собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как об машину ударил камень. Молодой человек остановил машину, вышел из нее и схватил одного из мальчишек за шиворот и начал его трясти с криком:

— Паршивец! Какого черта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, — ответил мальчик. — у меня не было намерения причинить вред Вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид. Он вывалился из коляски, и я не смог поднять его, он слишком тяжел для меня. Мы уже несколько часов просим помощи, но ни одна машина не остановилась, и у меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе бы Вы тоже не остановились.

Молодой человек помог мальчику посадить его брата инвалида в кресло. Пытаясь сдержать слезы и подавить подступивший ком к горлу. Затем он подошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил на этой машине многие годы, и всякий раз говорил нет механикам, предлагающим отремонтировать вмятину на двери машины, потому что она постоянно напоминала ему: если ты проигнорируешь шепот, то в тебя полетит камень.

     Притчи можно классифицировать и по другим критериям. М. А. Дугин с соавторами классифицирует притчи, используемые в психологии по тематическому критерию: «Человек и Судьба», «Человек и Внутренний мир», «Человек среди Других», «Человек и Дело». Достаточно распространенной является классификация притч по этническому признаку, когда говорят об буддийских, индийских, персидских, ассирийских, греческих, китайских и прочих притчах.

Как применять притчи?

Как узнать, какую притчу и в каком случае рассказать ее клиенту? Четкого и конкретного ответа на этот вопрос не существует. Чаще всего на помощь приходят два наших незаменимых помощника: здравый смысл и интуиция. Кому из них доверять больше, дело личного предпочтения. Но вряд ли они помогут вовремя вспомнить нужную притчу, если в нашей памяти нет достаточного арсенала притч. 

В книгах и в Интернете можно найти гигантское количество самых разнообразных притч. Однако далеко не все они могут оказаться для нас полезными. Как совет - нужно понравившиеся притчи выписывать на отдельные карточки, а затем классифицировать их наподобие того, как это делают в библиотечных каталогах, и периодически перечитывать их. Это полезно не только для запоминания, но и для лучшего понимания смысла притч.

Рассказывать притчи можно не только в процессе общения с клиентом, но и самом начале психотерапевтического взаимодействия. Тогда притча может вступать в качестве своеобразного эпиграфа предстоящей работе, создав соответствующий настрой у клиента или группы.

Чтобы рассказывать притчи, необходим практический навык и знания. Хорошо, если вы прежде, чем начнете применять притчи в индивидуальной или групповой работе, потренируетесь в рассказывании притч своим близким или друзьям. Это позволит не только выработать мастерство рассказчика, которое подразумевает в себе немало артистизма, но и на запоминание содержания притч, ведь многие из них предполагают абсолютно точное и дословное воспроизведение. Если ключевая фраза притчи окажется смазанной, забытой или измененной, то весь психотерапевтический эффект и нравоучительный смысл от рассказывающей притчи испарится.

Иванов дает ряд полезных советов по применению притч и разрешению сложных ситуаций, которые могут возникнуть при общении с клиентом. Например, как поступить, если клиент перебьет психолога и скажет, что он знает эту притчу? По мнению Иванова, реагировать на эту ситуацию можно по-разному:

Первый вариант: Скажите, клиенту “Это очень хорошо, но вам кажется, мы говорим о разных причинах, могу ли я узнать сюжет вашей притчи?”. На случай, если клиент расскажет действительно вашу историю, хорошо бы иметь в запасе схожую историю, но с другим окончанием.

Второй вариант: «Очень хорошо, что вы знаете эту притчу и мне сейчас хотелось бы узнать, что вы чувствуете, вспомнив ее сюжет. Какие чувства вы испытываете сейчас, когда вспоминали эту притчу?» или «Замечательно, что вы знаете эту историю, наверное, вы знаете ее уже давно, а я узнал ее лишь вчера и она мне очень понравилась. Я хочу глубже проникнуться в ее тайный смысл. Если возможно, расскажите мне о своем видении этой истории и о чем она?»

Сочиняем притчи сами.

Бывают ситуации, когда нужной притчи в запасе не окажется. Ведь жизненные проблемы и затруднительные ситуации возникают неожиданно и психологические трудности, переживаемые людьми, воспринимаются ими по-разному.  В этом случае нужны и совершенно уникальные притчи. Где их взять? Ответ прост: придумать! Не стоит этого пугаться, ведь сказки сочинять нам приходилось ни один раз, а притчи сочинять нисколько не труднее. Особенно если знать специфику структуры психотерапевтической притчи.

Анализ большого количества разнообразных притч, применяемых в сказка терапевтической работе. Позволил выделять следующую примерную структуру.


  1. Обозначение. Место события.
  2. Завязка — проблема, описывающая некую трудность или конфликт.
  3. Преодоление трудностей. Пути поиска решений.
  4. Неожиданное задание, выступающее как обучающая ситуация.
  5. Неожиданное решение.
  6. Ключевая фраза, которая намекает на некое нравоучение, но не формулирующее его прямо.


Не все указанные компоненты могут присутствовать в каждой притче, однако при создании собственной притчи имеет смысл ориентироваться на эту структуру. Могут помочь в этой работе и некоторые фразы, с которых часто начинаются притчи:

- Однажды к мудрецу пришел ученик.…

- Некий человек искал истину.…

- Как-то в стародавние времена случилась история…

- Рассказывают такую древнюю легенду…

 

Лучшие притчи о морали:

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка — это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!»

Чуть позже в мышеловку попалась змея — и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.

И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!

 Мораль: Если Вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит Вас по голове

На ферме заболел конь.

Ветеринар:

- Если утром он не встанет, я его усыплю.

Утром конь не встал. Рядом лежал баран:

- Ну давай вставай или ты умрешь!

Конь встал.

Фермер:

— Это чудо! Это надо отпраздновать! По такому случаю мы зарежем барана!

Мораль: никогда не лезьте не в свое дело (но не забывайте об истории с мышеловкой).

Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?

Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.

Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?

Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.

Спросили у третьего: – А что делаешь ты?

Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.

Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику.

Таксист:

- Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил.

- Ну так что вы хотите: у него папа — миллионер, а я — сирота.

Мораль: только тот, кто сам заработал свои деньги, по-настоящему знает им цену.

Несколько примеров современных психологических притч, придуманных психологами:

Притча: сколько весит стакан воды?

Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперед и спросил своих учеников:

- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживленно зашептались.

- Примерно 200 граммов! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! - стали раздаваться ответы.

- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

- Ничего!

- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. - А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

- Ваша рука начнет болеть.

- А если целый день?

-Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.

- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду просто держать?

- Нет! - растерянно ответили студенты.

- А что нужно делать, чтобы все это исправить?

- Просто поставьте стакан на стол! - весело сказал один студент.

- Точно! - радостно ответил профессор. - Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнет тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это ни к чему не приводит. Ее "вес" не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ее, или отложи в сторону.

Мораль. Эту притчу можно использовать как в индивидуальном консультировании, так и в консультировании организаций. Если в организации возникла проблема, то необходимо предпринимать какие-либо действия, чтобы возникшие проблемы не парализовали деятельность всей фирмы и не привели к непоправимым последствиям. (Отложить проблему в сторону, на мой взгляд, не всегда применимо к проблемам, возникающим в организации).

Притча о силе терпения

У миллионера берут интервью:

— Скажите, в чем секрет вашего успеха?

— Терпение, мой друг, терпение.

— Но я могу назвать тысячу вещей, где не поможет никакое терпение….

— Например?

— Носить воду в решете.

— Вы не правы, просто надо взять решето и иметь терпение дождаться зимы.

Порой самое важное — знать, когда что-то стоит сделать. Потому что в другое время это просто невозможно. М. Казанцев

Притча о сложном клиенте.

Оружейный магазин в Техасе. Посетитель долго выбирает оружие и никак не может выбрать. То ствол ему короткий, то цевье недостаточно крепкое, то патронов в обойме мало, то ручка недостаточно ребристая, то приклад тонкий. Наконец через час хозяин магазина не выдерживает, пишет на листке адрес, и клиент, обрадованный, уходит. Такая история происходит с разными покупателями уже не в первый раз, и второй продавец наконец отваживается спросить, куда хозяин их все время отправляет.

— Дружище, я торгую оружием уже пятьдесят лет. Поверьте, мне, это не наш клиент. Я направил его к своему брату.

— А чем торгует ваш брат?

— Мой брат ничем не торгует. Он сексопатолог.

    Мораль. Возможно, тот сложный заказчик, с которым вы уже замучились, просто не ваш клиент. А. Сергеев

Помогая «сложному клиенту» найти, альтернативный способ удовлетворить своих потребностей, мы экономим свое время и повышаем репутацию компании. М. Казанцев

Эту притчу можно использовать в организациях по обслуживанию клиентов, для различного рода менеджеров и т. д. Она помогает понять, что не всех клиентов возможно сделать «своими» клиентами и не всегда «капризный» клиент осознает свои истинные потребности, возможно, он неосознанно удовлетворяет то, что совсем не входит в сферу предлагаемых услуг либо товара.

Притча про понимание

Что не достает, чтобы понимать окружающих людей?

Однажды стояли музыканты и играли на своих инструментах, сопровождая игру пением. Под их музыку, в такт со звуками и аккордами, танцевала, маршировала и двигалась масса людей.

Один глухой от рождения смотрел на все это зрелище и удивлялся. Он спрашивал себя: «Что это значит? Неужели потому только, что те люди проделывают со своими инструментами разные штуки, наклоняют их то туда, то сюда, поднимают, опускают и тому подобное, вся эта толпа людей дурачится, прыгает, производит разные странные телодвижения и вообще приходит в такой азарт?»

 Для глухого человека все это зрелище было неразрешимым вопросом, потому что ему недоставало слуха, и вследствие этого для него было непостижимо то восторженное движущее чувство, которое пробуждается в нормальном человеке звуками музыки.

А Вам что не достает, чтобы понимать окружающих людей?

Притча о надежде

Вы умеете надеяться и верить в свой успех?

 Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось как, они разговаривают:

 Первая сказала: – Я СПОКОЙСТВИЕ, к сожалению, люди не умеют меня сохранить, думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть! И огонек этой свечи погас.

 Вторая сказала: - Я ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше, едва она произнесла это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

 Третья свеча произнесла: – Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть дальше, люди не ценят меня и не понимают, они ненавидят тех, которые их любят больше всего – своих близких. И эта свеча угасла.

 Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: – ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ – Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал.

 Четвертая свеча сказала: – НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я НАДЕЖДА!

 А Вы умеете надеяться и верить в свой успех?

Притча «Выход из затруднений»

Как вы воспринимаете свои проблемы?

Однажды у одного крестьянина провалился в колодец осел. Прибежал крестьянин на крик осла и всплеснул руками: "Как же вытащить его?” Подумал, что невозможно вытащить и решил: "Осел все равно уже старый, ему уже недолго осталось жить, все равно собирался приобрести молодого осла. Да и колодец почти высохший, все равно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте – значит так и быть – и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”. Он принялся забрасывать землю в колодец. Осел, понял, что погибнет и начал издавать страшный крик, но потом затих. После нескольких бросков земли крестьянин решил посмотреть, что там внизу происходит. Он был очень удивлен увидев, как ведет себя осел. Каждый кусок земли, падавший на его спину, осел стряхивал и приминал ногами. Очень скоро ослик показался наверху и выпрыгнул из колодца!

Мораль. Проблемы в нашей жизни – это обучающие ситуации, которые помогают нам стать сильнее.

Что делает притчу в устах психолога терапевтической?

Слушатель притчи погружается в мир, созданный психологом с помощью метафоры. Таким образом, устанавливается теснейшая связь между слушателем, терапевтом и повествованием.

Это позволяет клиенту отождествить себя с персонажами притчи и ее событиями. В этом ощущении тождественности, собственно, и заключается сила притчи. Но для того, чтобы рассказанная притча оставила отпечаток на реальной жизни клиента, он должен понимать события повествования.

При идентификации клиента с событиями и героями притчи вместо чувства обособленности, которое выражается мыслью-формулой «Никому не было так плохо, как мне!», у него появляется чувство разделенного переживания: «Оказывается, такие проблемы есть не только у меня!» Сила притчи в том, что смысл рассказанного «попадает в точку» не прямым путем, не «в лоб», а косвенно, как бы между прочим.

Мы, видим, что притчи дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме. Они не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.

Притча обращалась и продолжает обращаться к абстрактному пространству. Но это абстрактное пространство черпает детали из действительности реальной. Заложенная в притчах мудрость учит нас находить решение проблем, развивает мышление, интуицию и воображение. Одни притчи несут вдохновение, другие побуждают смеяться, третьи заставляют задуматься.

Притча — великолепное средство разбудить мысль.

 

Список использованной литературы

 


  1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт М. 2000,
  2. Миллс, Дж. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» / Миллс Дж., Кроули Р.; пер. с англ. Т. К. Кругловой. – М.: Класс, 1996. - 126 с.
  3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай СПб 1995, Прогресс-Культура
  4. Эриксон М. Мой голос останется с вами: Обучающие истории Милтона Эриксона. – СПб.: Петербург-XXI век, 1995. – 256 с.
  5. А. Н. Иванов Притчи и истории для тренера и консультанта. Психологический тренинг. Речь, 2007. — 192 с.

Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"

 

Психологическое консультирование опытными психологами

 

Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press