Архетип «Государство» в комплексной сказкотерапии

Архетип «Государство» в комплексной сказкотерапии

Кострова Юлия Витальевна

Психолог

Кострова Юлия Витальевна

Архетип Государство я рассматриваю по уникальной методике Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Это один из созерцательных универсальных архетипов из золотого яйца архетипов комплексной сказкотерапии.

  Работа с архетипом Государства полезна тем, кто хочет наладить отношения с руководством и тем, кто сам стремится к руководящей должности. Семья, это то же Государство, потому для тех, кому важно структурировать отношения в семье – познание этого архетипа очень поможет. И так же внутренний мир человека – это то же государство. Государство со множеством поселений – чувства, мысли, эмоции, желания …человека. Есть Библиотека опыта, есть Провинция новых идей и Провинция способностей человека. Это государство со своей структурой. А в каждом государстве есть правитель. От зрелого и мудрого правления которого зависит порядок во внутреннем государстве человека.

  Сказки, созданные на основе этого архетипа, показывают клиенту структуру метафорического государства, структуру внутреннего мира человека. Важно прописать в сказке кто правитель, а кто слуги. На сколько спокойно и взвешено принимаются решения в государстве. На сколько они принимаются правителем, а не его слугами. И как согласованно действуют представители государства.

  Сказкотерапия, это работа с метафорой. Потому очень важно отделить чувства, эмоции, желания человека от него самого, и посмотреть на них как бы, со стороны. С третей позиции. Это хорошо просматривается в моей сказке, с которой я вас познакомлю далее.

  Для того, чтобы человек, клиент, осознал свое внутреннее государство, понял структуру – можно дать задание нарисовать государство, или сочинить сказку о своей стране.  Страна со множеством поселений, провинций, автономий. Важно, чтобы названия поселений были те внутренние структуры человека, которые на данный момент наиболее беспокоят клиента – Город Чувств (Любви), деревня Злости (Эмоций), Провинция способностей, поселок Возможностей. Нарисовать и описать короля и его методы управления государством. Как он строит отношения с административным составом, как общается с ними. Как выстроена структура в государстве. Спокойно ли сейчас в стране, или идут военные действия. Мирно ли сосуществуют жители страны.

  Очень важно, чтобы клиент показал образ правителя и общее состояние, которое царит в стране. Как протекает жизнь в стране, есть ли смута, а может заговоры?

  И если история клиента показала, что в его стране «не так все гладко», есть заговор, или поданные задумали Смуту и смену власти, то тогда работа психолога строится на том, чтобы восстановить власть мудрого правителя.

  Если в стране возник заговор, и приближенные короля плетут интриги, важно, с помощью метафоры, образно отделить приближенных (чувства, эмоции, желания, потребности, замыслы ...) от самого человека. В данном случае мы можем рассматривать не только внутренний мир человека, но и его взаимодействие с другими людьми. В таком случае в окружение клиента появляются конкуренты, завистники, те, кто внешне доброжелательны, но на самом деле вносят смуту во внутреннем мире человека. Как правило, они окружают вниманием, усыпляют бдительность, при этом их цель – контроль над человеком и захват власти в стране. Не задумываясь над тем, что власть подразумевает ответственность, недоброжелатели стремятся воспользоваться ресурсом страны, для распоряжения по собственному усмотрению. Когда недоброжелателями являются внутренние жители человека, поданные его личного государства (обиды, разочарования, недостойные желания, ложные страхи, пустые тревоги…) они-то же устраивают заговор. И тогда у клиента проявляется тревожное состояние.

  В данном случае очень важно показать клиенту – истинное положение дел в его государстве. Возможно, рассказать сказку, историю в которой поданные захватили власть в государстве, установили свои законы. И обязательно показать последствия действий заговорщиков - обнищание страны, беды, смута среди жителей, нарушение законов – иными словами тяжелые времена).

  Когда понимание клиента поднимется на уровень сознания, когда он поймет уже не только метафорически, кто хозяин в его внутреннем мире – важно закрепить его положение правителя государства.

Во-первых, важно наполниться силами, ресурсом, чтобы восстановить власть. Во-вторых, королю важно вернуться в свое государство правителем. Наделить каждого подданного его обязанностями и прописать функции поданных в стране. Восстановить структуру государства. Можно попросить дать совет королю этой страны. И пожелания поданных королю.

Для того что бы наглядно показать, как работает этот архетип в сказке – я зачитаю вам свою сказку. А после я покажу вам как создать сказку по данному архетипу.

 

Тревожинка, сказка для тревожных родителей

 За морями за горами, за лесами за реками, в славном городе Ас жила-была мама. Мама обычная, Чадо свое растившее. Часто в поле вместе гуляли, радость проявляли, в игры играли. 

Но однажды, на прогулке, вирус мама поймала. Залетела в ее внутренний мир Тревожинка. Залетела, да так ей там понравилось, что стала жить-поживать, о себе заявлять, расти, да места все больше и больше занимать.  Тревогой стал себя называть. У Тревоги слуги. Место им всем стало мало и пошли слуги к Чаду мамочкиному. Стали в нем прыгать, скакать, капризульку вызывать. И вот уже слуги себя хозяевами возомнили в мире ребенка, а Тревога почувствовал себя королевой в семье. Стала свои требования выдвигать:


  1. Всем дома сидеть, на улице не гулять, чтобы вирус не поймать.
  2. Игрушки не бросать, не ломать, чтобы целыми любоваться
  3. По полу в носочках не ходить, дабы не испачкать
  4. Чадо свое никому не доверять


И правила то какие «правильные».  И о здоровье-то семьи она «заботится», и порядок с частотой призывает сохранять.

 А слуги то ее то же свою работу делают, в мире ребенка свои правила диктуют:


  1. От мамы ни на шаг не отходи
  2. Если кто-то отругает, маме тут же все со слезами говори
  3. А если мама кашу дала, а Чупа-чупс не дала, пуще прежнего кричи. Учись своего добиваться, несмотря ни на что. О чувствах своих заявлять, никому спуска не давать.


 И почувствовала Тревога себя полной хозяйкой в семье. Маму собою заполнила, Чадо силой тревожной наделила. Наступило в семье «смутное время». Мама с Чадом дома сидит, на улице не гуляет, что делать не знают, никому не доверяют. Чем кормить Чадо не знает, за Чадо переживает, тревогой все вокруг заполняет. А Чадо тоже не понимает - почему играть и веселиться не разрешают, а стоит заплакать как все позволяют.

 Мама не обнимает, но постоянно переживает, ругает и все чаще от всех «защищает».  Чадо маму слушается, мир опасным воспринимает, жизнь тревогой наполняет, капризами себя «защищает».

 И вот однажды сердце мамы закололо и голосом сокровенном о себе напомнило:

- Что-то Хозяюшка забыла ты обо мне, радостью не питаешь, на волю не выпускаешь, в мир меня проявлять не разрешаешь.

- И правда, подумала хозяйка - голос сердечный забыла, когда проявляла, и дитятко свое любовью давно не окружала, все от бед тревогой своей «защищала».

  Услышала тут королева Тревога этот диалог. И слово веское свое произнесла:

— Это кто тут хозяюшка?!  Я тут хозяйка! И я всем управляю.

Какую радость проявлять?!  От бед надо защищать.

 Разве можно сердце в мир выпускать?! Прятать его надо и от всех скрывать.

Не любовью надо Чадо окружать, а от опасностей, что в мире, защищать.

  И задумалась Мама: - Кто же житель свой, в мире ее? А кто пришлый и чужой? Кто хозяйка во мне? Кто хозяйка в семье?

 И призвала на совет своих внутренних жителей: здравомыслие и жизнелюбие, любовь и голос сердца.

А Тревога заспешила, прибежала на совет:

- Почему не пригласили? От чего пренебрегли?

 Тут хозяйка в полный голос заявила свой вердикт:

 - Место самозванцам нет.

 Удалились совещаться все, кто в мире дружен был и закон души вершил.

Совещание прошло. Мир мамы государством нарекли.  Государство не большое, а без правителя никак - Мама стала королевой и Хозяйкою страны. В государстве есть теперь конституция страны.

 Кодекс чести говорит - самозванцам места нет.

 Кодекс чувств прописан важно – проявляйся не спеша, открывайся и чуди.

Кодекс есть душевной теплоты и любви, и радости.

 Здравый смысл предложил утвердить закон прогулок: все гуляют каждый день, дождь и слякоть не беда, а закалкой хороша.

 Жизнелюбие внедрило в мир семьи доверие - мама стала отпускать Чадо в общество гулять.  Ну а Чадо маме доверять и радостно с друзьями играть, зная, что мама придет и обязательно заберет.

 Самозванцев всех прогнали. Только слуги Тревоги иногда пытались в мир Чада пробраться и капризульками проявиться.  Но теперь Мама знала, что она королева своей страны, ХОЗЯЙКА своей семьи. Незваных гостей прогоняла и родных любовью окружала.  Свои законы утверждала и мир добрый в семье сохраняла.

Вот такая сказка для тревожных родителей.

А теперь примерные названия и фабулы сказок по архетипу государства.

Сказка про Лекаря, излечившего Короля от злости (тревоги, зависти, ревности, ложных страхов)

В стране есть мудрый правитель. И вот однажды слуги государя доложили ему о предательстве королевы. Король, призвав на службу свои темные силы – Злость, Ярость и Гнев разрушил свое государство, потерял власть в нем и ослабевший, обнищавший, наполненный темными силами – завистью и лицемерием, покинул свое государство. Но мудрая королева пригласила на помощь Лекаря, который создал лекарство от темных сил. Выпив лекарство, король вновь обрел силу Мудрого правителя, призвал на помощь свой внутренний дух и голос сердца и вместе с ними вернулся в свою страну. Восстановил структуру государства, наделил каждого подданного (чувства, эмоции, желания) обязанностями и прописал конституцию своего государства.

Сатирическая сказка – Житие Самозванца.

В этой сказке важно с юмором описать как самозванец, оказавшись на троне, столкнулся с принятием важных решений. Как жители страны возлагают на него свои надежды, одевают на него две, три короны. Как он хочет уйти с трона, а население его не отпускает – всячески угождают ему, почитают его. В результате он просит истинного Короля вернуться на трон, а сам сбегает из государства. 

Как смутное время закалило меч Короля.

 В этой сказке важно показать, что смутные времена только закаляют характер человека. Делают его более сильным и ответственным.

Король – Победитель

В сказке герой сталкивается с обстоятельствами, которые возникли по тому, что власть в его государстве захватили ложный страх, тревога и суета. И лишь одержав победу над ними, меняются обстоятельства и в его государстве вновь царит мир и процветание.

Подводя итог хочу сказать, что, исследуя и проживая архетип Государства, обезвреживаются темные чувства и тяжелые эмоции, закаляется характер и проявляется самодисциплина.

Список использованной литературы:


  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше семи лет / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - 2-е изд., испр. и доп. — СПБ.: Речь, 2014. — 220 с.
  2. https://sharevich-livejournal-com.turbopages.org/sharevich.livejournal.com/s/13256.html
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Он и она: тайный шифр сказки отношений / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2014. — 176 с

Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"

 

Психологическое консультирование опытными психологами

 

Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press