Сценарий и антисценарий: как родительский пример и предписания влияют на нашу жизнь и что с этим делать

Сценарий и антисценарий: как родительский пример и предписания влияют на нашу жизнь и что с этим делать

Армашевская Алена Игоревна

Психолог

Армашевская Алена Игоревна  Психолог

Почему у каждого человека жизнь складывается по-разному? Почему одному человеку проще идти к своим целям, а другой сталкивается с большим числом неудач и затруднений?

В разные времена и в разных культурах это объясняли по-разному: злым роком, кармой, родовым проклятием или, наоборот, личной ответственностью человека (вспомним пословицу "Человек – кузнец своего счастья").

Весомый вклад в понимание причин регулярных успехов и неудач внес Эрик Берн, разработав в 1960-х годах теорию сценария.

По Берну, жизненный сценарий – это "план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала". [1]

Как создается жизненный сценарий

Он формируется еще тогда, когда мы учимся взаимодействовать с окружающим миром. Многие сценарные решения принимаются и проверяются на действительность рано, на основе чувств, а не мыслей - еще до того, как ребенок начал говорить. Младенцу это нужно для простейшей задачи - выживания в непонятном, воспринимаемом как враждебном мире.

Сам сценарий составляется и "записывается" в подсознании в детстве, с трех до семи лет. Мы создаем его на основе представлений о том, как должна выглядеть наша жизнь. Основа берется от родителей. Важны:


  1. Образец родителей (их действия). Родительский пример оказывает влияние через процесс идентификации: ребенок старается копировать поведение и убеждения родителей, чтобы получить их одобрение и поддержку. Так, если родители не заботятся о своем здоровье, то ребенок может перенять эти качества и в будущем небрежно относиться к своему физическому состоянию. Или, если один из родителей агрессивен, ребенок может начать проявлять насилие в отношении других детей.
  2. Родительские предписания. Мэри и Роберт Гулдинги выделили 12 опасных предписаний, которые влияют на принимаемые ребенком решения [3]. Это: "Не живи", "Не будь собой", "Не чувствуй", "Не будь значимым", "Не будь ребенком", "Не будь взрослым", "Не думай", "Не делай", "Не достигай успеха", "Не будь близким" (или "Не доверяй"), "Не принадлежи" (обществу), "Не будь здоровым". Предписания могут даваться в вербальной форме (в виде приказов, запретов, обесценивания – даже в шутку), а могут быть связаны с происходящими событиями. Например, предписание "Не будь близким" может возникнуть, когда нет близких, доверительных отношений с мамой или папой, была эмоциональная депривация, ребенка часто отталкивали, он в раннем детстве долго лежал в больнице, не видел долго родных, пережил насилие или предательство.
  3. Указания, как стоит жить, например, «Много работай», «Будь хорошей девочкой». Одному говорят о том, как важно образование, второго готовят к поиску удачной пары (в основном, девочек), третьего вдохновляют на активную самореализацию, четвертого настраивают на жертвенность ("все ради других"), пятому показывают, что цель в жизни необязательна.
  4. Описания возможного финала жизни. Например, фраза "Ты станешь великой певицей" поможет достичь успеха. А слова "Ты закончишь, как твой отец-наркоман", наоборот, могут привести к печальному исходу.


Сценарий может влиять на все аспекты нашей жизни - от карьеры до личных отношений. Он может определять нашу самооценку, уверенность в себе, способность к достижению целей и жизненную позицию. От него зависит, сможет ли человек отстаивать себя, доверять другим, проявлять заботу к близким, как будет относиться к мужчинам и женщинам, чего будет хотеть и к чему будет стремиться.

У сценария есть начало, середина и конец, которые определяются в детстве. Причем начало, и середина продумываются так, чтобы они логически приводили к запланированному финалу – развязке сценария. Будучи взрослыми и проживая сценарий, человек бессознательно использует те стратегии поведения, которые приближают к задуманному концу.

Сценарий не передается генетически. И это не абсолютная калька с того, что скажут родители. Он всегда является результатом принятого ребенком решения [2]. Берн приводит пример: мама часто повторяла двум сыновьям: "Вы закончите в психушке". Когда они выросли, то один брат стал психиатром, а второй – пациентом психиатрической клиники.

Сценарий – это не то, что высечено в камне. Это некий черновик жизни, который уточняется и дополняется в ее процессе. Он формируется в 3-4 года, к семи к нему добавляются детали.

В подростковом возрасте сценарий немного корректируется и уточняется, исходя из отношений человека с близким окружением – друзья, одноклассники, учителя, родственники. Выбираются методы реализации ранних решений.

Позже уточняется, какие будут отношения с противоположным полом, со своими детьми. В 30-35 лет и 55-60 лет человек подводит промежуточные итоги. В 50-60 лет "решает", какой будет предполагаемая длительность жизни.

Типы сценариев

Эрик Берн выделил 3 типа сценариев:


  1. Победитель. Он ставит цели и достигнет их в намеченный срок: станет кандидатом психологических наук, получит медаль в соревновании или создаст крепкую семью (в зависимости от притязаний). Даже если потенциал (способности, возможности) в начале жизни был небольшой, человек использует его максимально. Результаты получает те, к которым стремился – не больше и не меньше.


Со стороны кажется, что человеку часто "везет". У Победителей тоже встречаются неудачи, но они становятся основой будущих побед. Когда что-то не получается, такой человек говорит: "Теперь я знаю, как сделать в следующий раз".

Победители ладят с собой и людьми, они испытывают любовь к жизни и получают от нее удовольствие [2, 3, 4]. Они активно общаются, искренни, им легко выражать эмоции. Чаще у таких людей любящие родители, которые позволяли им в детстве развиваться, не пытались сдержать их взросление, не ограничивали познание. Они говорили ребенку: "Ты молодец/красивый/умный", "Я тебя люблю", "Ты все сможешь". Родители могли дать положительные предписания, например, "Нужно вести здоровый образ жизни" или "Ты должен нести ответственность за свою жизнь".


  1. Непобедитель. Он очень старается, но не чтобы победить, а чтобы сохранить прежнюю позицию. У него частично получается достичь задуманного. Например, ребенок хотел быть новым Менделеевым, а в итоге стал учителем химии.


Иногда Непобедитель приходит к цели полностью, но ему требуется на это куда больше времени. Но он может себя утешить, повторяя: "Ничего, и так сойдет" или "Да, у меня не все получилось, но я хотя бы попытался".

Такому человеку в детстве часто говорили: "Ты такой же, как все", "У кого-то и этого нет", "Лучше синица в руках, чем журавль в небе".


  1. Неудачник. Это часто аутсайдер. Он приносит много неприятностей себе и другим. Даже при хороших обстоятельствах, высоком изначальном потенциале он часто проигрывает, болеет, спивается. Его не повышают, увольняют с работы, он находит партнера, который ему не подходит или не готов к серьезным отношениям. Неудачи он видит не как случайность, а как неизбежность: "Всегда у меня так", "Нет в жизни счастья". Поэтому свою неудачу или бездействие такой человек оправдывает фразами: "Ах, если бы только..." или "Я бы это сделал, но...".


Даже если Неудачник достиг цели, он не чувствует себя счастливым. Тоска, депрессия, сложности в отношениях – частая история у таких людей. В детстве им не хватило любви родителей, часто это нежеланные дети. Неудачников растят через ругань, порку, игнорирование, обвинения и критику: "От тебя помощи, как от козла молока", "Как можно быть таким тупым?", "Ничего у тебя не получается", "Зачем я вообще тебя родила?". Иногда родитель-Неудачник передает ребенку свой сценарий: "Тяжело быть женщиной", "Ты такой же бесполезный, как и твой отец".

Паттерны сценариев.

Паттерны – детальные варианты жизненных сценариев.  Эрик Берн описал 6 паттернов, на которые не влияет пол, возраст и национальность человека [2].

Паттерн "Никогда". Человек не сможет добиться желаемого, даже очень постаравшись. Например, он не сможет завершить начатое, не будет работать на любимой работе. Тот, у кого активен этот паттерн, часто робкий, ему не достает силы воли.

Паттерн "Пока не". Согласно ему, наслаждаться жизнью, заниматься любимым делом или отдыхать разрешается лишь тогда, когда все сделаешь или расплатишься страданиями: "За хорошее надо сначала заплатить".

Паттерн "Всегда". Человек считает, что с ним постоянно случается одно и то же, часто плохое, что бы он ни делал. Поэтому нет смысла решать проблемы – исход заранее известен.

Паттерн "После". В его рамках человеку нужно расплатиться за успех или радостное состояние. Поэтому после достижения цели, получения денег, выгодного завершения дела человек ждет, а подсознательно –ищет возможность за это расплатиться.

Паттерн " Снова и снова ". Он касается незавершенных дел. У паттерна есть 2 варианта.

 - "Почти – тип 1". Человек останавливается, не доводя дела до конца. Чаще всего его страшит ответственность, которую придется взять, если все будет выполняться в полном объеме.

- "Почти – тип 2". Здесь речь о том, что человек достигает цели, но не осознает полученный результат, не наслаждается им, а тут же ставит новую цель. Иногда ему сложно остановиться, потому что постоянная занятость – способ ухода от проблем, с которыми он столкнется, когда освободится.


  1. Паттерн "Открытый конец". Это история человека, которые не знает, что делать после достижения цели. Он считает, что если будет следовать правилами, в конце его ждет награда. Такое могут проживать самоотверженные родители, дети которых выросли и переехали в другой город, начали проживать свою жизнь. В этом случае концовка сценария утеряна, а жизнь начинает ощущаться бессмысленной.


Антисценарий.

Прежде чем говорить о выходе из жизненного сценария, стоит упомянуть антисценарий — противоположность сценарию. Это "жизнь наоборот", но с оглядкой на существующие установки. Если человек действует вопреки родительским предписаниям и примеру, то это жизнь по антисценарию. Внешне это напоминает бунт против семейных ценностей или против конкретного члена семьи. Так, человек, который столкнулся с родительским гиперконтролем в детстве, может решить: "Мой ребенок всегда будет делать то, что хочет, я не буду его ограничивать". Или девочка, которой пришлось воспитать нескольких младших сестер, пока родители зарабатывали деньги, может в будущем принять решение вовсе не рожать детей. Или дочка, насмотревшаяся на выходки пьяного отца, может решить: "Никогда не выберу себе мужа-алкоголика".

Опасность антисценария кроется в том, что он сильно зависит от сценария. В нем заключены такие же ограничения в свободе, достижении целей и самостоятельном планировании будущего, только со "знаком минус" - "все наоборот". Как считал Эрик Берн, если жизненный сценарий – словно "лицо" перфокарты старых компьютеров, то антисценарий – та же перфокарта, но с другой стороны.

В другом варианте, по Клоду Штайнеру, антисценарий может быть временной уступкой общественным требованиям. Например, короткие периоды трезвости у хронического алкоголика. Такой антисценарий связан с надеждой человека, что он сможет справиться с болезнью, в то время как сам алкоголизм "предписан" родителями.

Проживая антисценарий, человек чувствует сильный дискомфорт, который сопровождается поверхностным и относительным благополучием. Есть тревожность: подсознательно он ждет расплаты, связанной с нарушением сценарного запрета. Потому антисценарий, реализуемый как бунт, не способен заметно улучшить жизнь.

Как изменить сценарий.

Работая с жизненными сценариями в рамках трансактного анализа, мы не заменяем один сценарий другим. Конечная цель – помочь полностью избавиться от сценария, стать самостоятельным автором жизни.

Даже говоря о сценарии Победителя, мы подразумеваем, что человек делает это не по доброй воле, а в соответствии с планом. Отступиться от него опасно – человек будет ожидать потерю уважения, друзей, второй половины. Поэтому он снова и снова ставит перед собой цели, следуя идее постоянных достижений.

Изменить сценарий способен только тот, кто его создал, но сделать это самостоятельно, без помощи психолога, может быть непросто. Путь к изменению сценария следующий.

Первый шаг связан с осознанием сценария. Чтобы определить его основы, стоит уделить много времени ответам на эти вопросы:


  1. Какие лозунги были у родителей? Ответив, можно запустить антисценарий, выбрав противоположные лозунги.
  2. Какая жизнь была у родителей? Поняв это, можно обнаружить перенятые у них образцы поведения.
  3. Как звучало основное родительское предписание? Благодаря ответу на этот вопрос можно осознать, на что оно было заменено и против чего был бунт (если был).
  4. Что радует родителей, а что вызывает огорчение? Так получится осознать альтернативу предписанию.


Затем нужно детально погрузиться в образ сценария: провести анализ жизненного плана, способов достижения целей, образцов поведения. Полностью осознав сценарий, стоит искать в нем несовершенства, пытаться подвергнуть его сомнению. Важно выявить жесткие убеждения, увидеть налагаемые ими ограничения и задать им вопросы. К примеру, если вы полагаете, что не способны создать семью, спросите себя: "Почему я считаю, что у меня не получится создать семью?". В работе с убеждениями отлично показала себя когнитивно-поведенческая терапия. Также для отказа от сценария может понадобиться "разрешение" от значимого человека, которое можно осуществить с психологом в процессе терапии.

Кроме работы с убеждениями, можно провести анализ ценностей. Когда ценности не соответствуют нашему жизненному сценарию, то мы чувствуем дискомфорт и неудовлетворенность.

Чтобы при выходе из сценария было на что опереться, нам важно создать и укрепить новые жизненные позиции. Их важный аспект – поведенческие стратегии, то, как мы действуем в различных ситуациях. Чтобы выработать новые поведенческие привычки, можно спросить себя, какие действия помогут достичь выбранной цели. Например, если хочется взойти вверх по карьерной лестнице, вопрос будет звучать так: "Какие действия я могу предпринять, чтобы достичь успеха в карьере?". Используя своего внутреннего Взрослого, человеку стоит учиться контролировать свое поведение. Для этого можно составить перечень из нескольких вариантов поведения, которые не соответствуют сценарию (но, желательно, не полностью противоположны, чтобы не попасть в ловушку антисценария). И ежедневно выполнять по одному пункту из этого списка. Привычка поступать иначе вырабатывается постепенно, поэтому не следует останавливаться, пока вы не заметите реальные изменения.

Существуют рекомендации для выхода из каждого отдельного паттерна.

Паттерн "Пока не" можно преодолеть, обучаясь получать удовольствие в процессе работы, выполняя отдельные ее этапы, а не только в ее конце.

Чтобы избавиться от паттерна "После", стоит развивать причинно-следственное мышление. Важно осознать, что радости не приводят к неудачам, за хорошие моменты не нужно расплачиваться. Мы болеем потому, что плохо заботились о здоровье, нас увольняют, потому что сменился владелец или политика фирмы, мы ссоримся с родными, потому что не умеем высказывать претензии в экологичной форме. Стоит разрешить себе радоваться жизни сегодня, завтра и в любое другое время.

Паттерн "Всегда" также основан на работе с причинно-следственными связями. Важно осознать, что у случившихся неприятностей есть причины, предпосылки, которых можно не допустить или обходить стороной. Стоит проанализировать типичные ситуации, оценить уровень личной ответственности в их создании и изменить линию своего поведения.

Если хотите справиться с паттерном "Никогда", поставьте перед собой реально достижимую и желанную цель (где все будет зависеть от вас, а не от других людей), напишите перечень из пяти действий, которые помогут прийти к цели, и начинайте их выполнять.

Чтобы разрушить паттерн "Почти – тип 1", выбирайте те цели, которых можно добиться, выполнив до конца. Будьте последовательны в решениях. Не начинайте что-то новое, не закончив предыдущее дело.

Для избавления от паттерна "Почти – тип 2" учитесь наслаждаться любыми делами, независимо от их важностей. Можно пробовать составлять план и вычеркивать пункты, как только их выполните.

Если у вас активен паттерн "Открытый конец", лучшим решением станет поиск нового дела, самореализация в нем и выбор радоваться жизни в ее нынешнем виде.

Чтобы завершить выход из сценария, важно научиться осознавать жизнь в текущем моменте, быть в "здесь и сейчас". В этом помогут развитие способности быть спонтанным, естественным, умения прислушиваться к своим желаниям.

 

Список используемой литературы:

 


  1. Что вы говорите после того, как сказали "привет": психология человеч. судьбы / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Г. Румянцевой]. - Москва: Рипол Классик, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 414, [1] с.: ил., табл.; 21 см
  2. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психиатрия – М.: Акад. Проект, 2006. -320 с.

Скачать сборник "Семейная Психология. Практическая помощь на любой случай жизни" полностью 

 

Профессиональное психологическое консультирование. Пиши!

 

Опубликовать свою статью


Бесплатная психологическая помощь стажерами ЛППН