Влияние родительских посланий на сценарии жизни и сексуальность

Влияние родительских посланий на сценарии жизни и сексуальность

Галадий Татьяна Станиславовна

Психолог

Галадий Татьяна Станиславовна  Психолог

Сценарий — это план жизни человека, и он не составляется богами, а происходит из детства человека, из решения, принятого им. Жизненный сценарий – почти то же самое, что судьба. Разница в том, что богов заменяют отец и мать человека, перед запретами которых он бессилен и чьим предписаниям он слепо следует всю свою жизнь, несмотря на то что они подталкивают его к саморазрушению.

Каждое новое поколение людей – это сырье для воспитательного процесса, пока еще полностью душевно здоровые дети. Но, появившись на свет, маленький человек сразу же попадает в затруднительное положение ввиду разницы между тем, чем он бы мог стать, и тем, чего ему будет позволено достигнуть.

Родительские послания бывают двух видов: в форме разрешений (то, что можно делать, чувствовать, принимать) и запретов (указания на то, что запрещено). Дети получают послания в виде вербальных посланий, невербальных (интонация, жесты, позы, выражение лица), наблюдений за взаимоотношениями родителей.

По мнению Эрика Берна, уже в возрасте пяти или шести лет ребенок обзаводится своим сценарием или жизненным планом, в большинстве случаев продиктованным его родителями. Этот сценарий предписывает ему, как он проведет свою жизнь и как он ее закончит: удачником, малоудачником или неудачником.

Как отличить удачника от неудачника? Как считал Берн, достаточно слушать, что человек говорит, и какие фразы часто употребляет.

- Удачник говорит в таком роде: «Я сделал ошибку, но это не повториться» или «Теперь я знаю, как это надо делать».

- Неудачник говорит: «Если бы только...», «Да, но…», «Мне бы надо…».

- Малоудачник говорит: «По крайней мере…», «По крайней мере, я должен быть благодарен и за это…», «Ну хотя бы так и то хорошо».

Сексуальный сценарий является составной частью жизненного сценария. Компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане.

Эрик Берн выделяет шесть основных сценариев, структурирующих время всего жизненного пути человека. Их легче всего понять на примерах из греческой мифологии, где основные варианты жизненного пути человека описаны в виде мифов. Каждый сценарий имеет свой сексуальный аспект, а на более интимном уровне по-своему отражается на половом оргазме.

Сценарий «НИКОГДА»

Представлен Танталом, который должен был целую вечность страдать от голода и жажды, но никогда не есть и не пить. Людям с таким сценарием их родители запретили то, чего они больше всего хотят, и они должны проводить свою жизнь среди недоступных им искушений. Они повинуются Родительскому проклятью, потому что Ребенок в них боится вещей, которых он хочет больше всего, поэтому они и в самом деле всю жизнь испытывают муки Тантала.

«Я никогда не буду счастлив»

«Я никогда не получу то, что хочу»

«Я никогда не смогу добиться успеха»

С такими убеждениями живут люди с таким планом жизни.

Сексуальный аспект сценария «НИКОГДА»: этот сценарий запрещает любовь или секс, или и то и другое. Если запрещена любовь, но не секс – это своеобразная разрешение на распущенность неразборчивость в половых связях. Такой сценарий формирует проституток и альфонсов. Если же запрещен секс, но не любовь – получаются монахи и монахини, священники. Люди посвящают себя богу, отказываясь от плотских удовольствий. Сценарий создает убежденных холостяков и старых дев, которые целиком посвящают себя каким-то социально значимым вещам, например, воспитанию сирот или другой общественной работе.

Люди с беспорядочной половой жизнью испытывают Танталовы муки при виде верных влюбленных и счастливых семей, а те, которые лишены секса бывают одержимы желанием разорвать свою цепь.

Сценарий «Никогда» рождает не только вечных холостяков и старых дев, сутенеров и проституток, он еще производит фригидных женщин, которые, возможно, ни разу за всю свою жизнь так и не ощутили оргазма. Этот сценарий создает мужчин-импотентов, способных к оргазму только в отсутствие любви — классический пример, описанный Фрейдом: человек, был импотентом со своей женой, но полноценным мужчиной с проститутками. Потому что там, где секс – там не может быть любви и наоборот. Где настоящая любовь – там нет места низменным плотским чувствам. Объект большой любви возводится на пьедестал, ему поклоняются, им любуются, но со статуями не спят.

Или не столь уж редкий современный вариант: мужчина женат без любви, или любовь уже прошла, супружеский секс вызывает скуку, но есть привычка и все всегда получается. Влюбляется в другую женщину, очень хочет с ней близости, но ничего не получается.

Сценарий «ВСЕГДА»

Представлен мифом об Арахне, искусной ткачихе, которая бросила вызов богине рукоделия Минерве (Афине) и та, в отместку превратила Арахну в паука, вечно плетущего свою паутину. Такой сценарий создают злые родители, которые внушают: «Если ты хочешь делать именно это, то можешь заниматься этим всю жизнь». Это их послание: «Хочешь делать это? Ну и делай всю жизнь!». Это вариант вынужденного воспроизводства, который создают родители, произвольно связывая личность ребенка с каким-то отдельным жизненным фактом: «Если ты пьешь, так продолжай и дальше в том же духе». «Ты забеременела – так твое место на панели!».

«Вечно у меня все плохо»

«Проблемы будут всегда»

«Всегда будет так, как ни старайся»

Так говорят люди, живущие по сценарию «ВСЕГДА».

В результате человек обречен делать то, к чему его приговорили. Он считает, что ничего изменить нельзя. Он обречен так жить дальше. Сценарий «ВСЕГДА» порождает нимфоманок и донжуанов, склонных к беспорядочным половым связям, т. е. промискуитету, проводящих свою жизнь в бесконечной погоне за надеждой на успех в личной жизни.

Сценарий «ДО ТЕХ ПОР, ПОКА» 

Представлен мифом о Ясоне, который не мог стать царем, пока не выполнит определенные требования. Подобный сценарий был и у Геракла, который не мог стать богом, пока не проведет 12 лет в рабских трудах.

Берн считал, что родительское программирование громче всего звучит в сценарии «ДО ТЕХ ПОР, ПОКА», где оно состоит обычно из прямых приказов: «Никакого секса до свадьбы», «Никакого замужества до окончания университета».

 Это сценарий можно назвать синдромом отложенной жизни.

«Пока не выйду замуж…»

«Пока не куплю квартиру»

«Пока не похудею…» - так говорит человек, который не позволяет себе жить, пока не дойдет до определенного результата.

Сценарий «ДО ТЕХ ПОР, ПОКА» свойствен вечно озабоченным домохозяйкам и усталым бизнесменам. Они не способны к сексуальному возбуждению, пока не наведен полнейший порядок на кухне или не решены все дела в офисе. Но и возбудившись, они могут в самый критический момент прервать любовные ласки игрой в «Дверцу холодильника» или «Папку для документов», которая дает повод немедленно выскочить из постели, будто бы им необходимо срочно проверить, насколько плотно закрыта дверца холодильника или уложены ли в папку документы, которые понадобятся утром.

Сценарий «ДО ТЕХ ПОР, ПОКА» может также побуждать к легкомысленным знакомствам, сексуальным играм, чтобы убить время, пока, наконец, не появиться тот, с которым навсегда. Но время идет, а тот единственный, которого ждут, так и не появляется…

Сценарий «ПОСЛЕ ТОГО, КАК»

Представлен мифом о Дамокле, который наслаждался своим царствованием, пока не увидел над своей головой меч, который был подвешен на одном конском волосе. Девиз данного сценарий таков: «Ты можешь некоторое время наслаждаться своей жизнью, но скоро придет расплата». Угроза будущих бедствий мешает человеку испытывать радость.

Родительское влияние выражено в скрипте в угрозах типа: «Вот когда выйдешь замуж, пойдут дети – хлебнешь, горя». Страх будущих неприятностей, как дамоклов меч весит у них над головой, мешая жить в настоящем, «здесь и теперь».

«Сегодня я радуюсь, а завтра отвечу за это»

«Сегодня смеюсь, завтра плакать буду»

«Живем один день» - так считает человек со сценарием «ПОСЛЕ ТОГО, КАК».

 Сценарий «ПОСЛЕ ТОГО, КАК» мешает сексу, вызывая предчувствия. Нередко у женщин с таким сценарием из-за опасений возможного негатива, связанного с половой жизнью (аборты, беременности и дети, от которых не будет житья) снижено половое влечение и сексуальная возбудимость, имеются проблемы с достижением оргазма. Прерывание полового акта в момент приближения оргазма у мужчины, практикуемое как метод контроля рождаемости, держит обоих партнеров в постоянном напряжении. В результате женщина остается возбужденной и неудовлетворенной, если партнеры не находят другого способа обеспечить ей удовлетворение.

Сценарий «СНОВА И СНОВА»

Представлен мифом о Сизифе, который катил камень в гору и как только приближался к вершине, камень падал вниз и ему приходилось все начинать сначала. 

Установка на совершенство, заложенная в детстве, заставляет человека преодолевать одно препятствие за другим, не останавливаясь, не наслаждаясь победой. Потому что каждый раз ему кажется, что эти достижения незначимы, все самое важное еще предстоит сделать. В выборе сексуального партнера такие люди не могут остановиться, так как каждый раз ищут кого-то получше. На длительные серьезные отношения тоже нет времени, так как они всегда заняты покорением очередной вершины.

«Я почти достиг своего»

«В этот раз я почти это доделал»

Это классический сценарий «почти-успеха», где «если бы только» повторяется без конца. Сценарий порождает вечных девушек на выданье, подружек невесты и старых холостяков. Возможен и другой вариант – это повторные браки, в которых снова и снова повторяются старые проблемы.

В сексуальном аспекте — это опыт многих женщин-неудачниц, которые во время интимных отношений возбуждаются все сильнее и сильнее, но на подступе к пику наслаждения ей чуть-чуть не хватает до оргазма. В последний момент мужчина эякулирует или делает что-то не то, возможно, не без помощи партнерши и она снова остается ни с чем. Это может продолжаться годами.

Сценарий «С ОТКРЫТЫМ КОНЦОМ» это судьба мало удачников, рассчитывающих получить награду на небесах.

Представлен данный сценарий мифом о Филимоне и Бовкиде, которые за гостеприимство бога Зевса и Меркурия, были вознаграждены одним желанием. И они выбрали жить, служа богам и умереть в один день. А после смерти превратились в два дерева, растущие из одного корня.

Это сценарий жизни людей, которые выполнили свою жизненную программу и живут тихо-мирно, заботясь только о еде, сериалах и живя только воспоминаниями.

С заложенными с детства установками «радуй других», «спеши», «будь идеальным», человек стремиться быть совершенным. Достигнув цели или выполнив задачу, не знает куда себя девать, находится в растерянном состоянии, не знает, что делать дальше, его преследует страх неопределенности.

«Мы все уже сделали, теперь ждем пока Бог к себе приберет»

«Вот в наше время»

«Вот были времена, а теперь ничего хорошего»

Сценарий «С ОТКРЫТЫМ КОНЦОМ» проявляется у пожилых людей, воспринимающих секс как обязанность или нечто, требующее особых усилий. Этот сценарий создает быстро стареющих мужчин и женщин, довольствующихся лишь воспоминаниями о прошлом сексуальном опыте. Перешагнув через определенный возраст, многие пожилые люди считают себя слишком старыми для «таких» дел. Чтобы избежать такого жалкого существования, сценарий не нужно ограничивать во времени, он должен рассчитываться на всю жизнь, какой бы долгой она ни оказалась.

Половая потенция человека, конечно, определяется в том числе и наследственностью, и его химией. Но еще сильнее на человека влияют сценарные решения, принятые им в детстве, и родительское программирование, вызывающее эти решения. Таким образом, не только уверенность и частота его половой активности в течение всей жизни, но также его способность и готовность любить в значительной мере определяется уже в возрасте шести лет. Некоторые девочки очень рано решают, что, когда вырастут, станут матерями, другие, наоборот, решают остаться чайлдфри или девственницами. Сценарии могут подавлять, преувеличивать или искажать естественные сексуальные потребности, т.к. содержат очень много наносного (мнения родителей, предосторожности взрослых, детские решения, социальное давление). Это следует учитывать при выработке стратегий психотерапии сексуальных дисгармоний и дисфункций.

Следует помнить, что людей, привязанных к сценарию, можно разделить на 2 типа:

1) Люди, руководимые сценарием (у них есть много разрешений, которые позволяют проявлять достаточную гибкость в рамках сценария). Исполнив необходимые сценарные па, они могут позволить себе и поразвлечься.

2) Люди, одержимые сценарием. Они реализуют свой сценарий любой ценой. Типичный пример – деградированный алкоголик или наркоман. Они буквально мчатся навстречу собственной гибели, потому что они – жертвы рокового сценария.

Сценарии – это рамки, ограничивающие поведение человека. Для того чтобы выйти за рамки сценария – необходимо осознать его.

Задача психотерапии в подобных случаях заключается в использовании различных стратегий, которые позволяют людям, привязанным к сценарию, расширить свои горизонты и из одержимых сценарием превратиться в руководимых сценарием. Это уже позволяет им использовать более гибкие и адекватные поведенческие стратегии, в том числе и в супружеских отношениях.

 

Список используемой литературы:

 


  1. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. // Спб.: Питер, 2023. – С.75-78
  2. Берн Э.Л. Секс в человеческой любви. // Москва: Эксмо, 1970. – С.107-115
  3. Берн Э.Л. Люди, которые играют в игры. // Москва: Эксмо, 2020. – С.283-294

Скачать сборник "Сексология в практике психологического консультирования и психотерапии"

 

Профессиональное психологическое консультирование. Пиши!

 

Опубликовать свою статью