Сказкотерапия в работе с экзистенциальными кризисами

Сказкотерапия в работе с экзистенциальными кризисами

Бронштейн Наталья Владимировна

Психолог

Бронштейн Наталья Владимировна

На протяжении жизненного пути человек сталкивается с периодами перехода в развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующимися резкими психологическими изменениями. Такие периоды носят название кризисов. Кризисы – закономерные этапы развития личности в онтогенезе. Например, возрастные кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса в таком случае выступает противоречие между изменяющимися физическими и психическими возможностями человека и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Происходит разрушение одной социальной ситуации и формирование другой. Кризис может сопровождаться сильными эмоциональными проявлениями, такими как упрямство, конфликтность, капризность, несдержанность, неуравновешенность, и внутренними переживаниями – разочарование, тревога, потеря смысла, чувство неудовлетворенности, обострение внутренних противоречий.

Если кризис сопровождается чувством беспокойства и страха, вызванным вопросами о смысле и осознании ничтожности человеческого существования, заставляет человека задумываться над вопросами: кто я? Что делаю в этом мире? «Зачем я живу?» —то мы говорим об экзистенциальном кризисе, отличающемся своей глубиной, и охватывающем, как правило, все сферы жизни человека. Течение экзистенциального кризиса зачастую сопровождается возникновением экзистенциальной тревоги и экзистенциальной вины. Экзистенциальная тревога вызывает чувства бессмысленности, неопределенности, безнадежности, ощущение отсутствия каких бы то ни было опор за пределами личности. Экзистенциальная вина возникает, в основном, по трем основным причинам:

- неполная самореализация;

- недостаточно полные связи с родственниками и важными людьми;

- потеря связи с Абсолютом.

Кризис – это не просто негативное явление, это переломный момент жизни, несущий в себе определенные задачи:


  1. Разрушение неактуального, ложного, неудобного, устаревшего, мешающего, нежизнеспособного. Прощание со старой идентичностью.
  2. Досоздание нового, актуального, удобного, более простого, эффективного. Принятие.
  3. Выбор и переход на следующую стадию.


Экзистенциальный кризис обостряет вопросы предназначения, миссии, смысла. Предназначение – жизненный путь, назначенный человеку до его рождения, миссия – его роль в этой жизни, смысл жизни либо бытия – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человека как индивидуума.

Экзистенциальный кризис ставит перед человеком и требует решения базовый экзистенциальных проблем.

Первая проблема – проблема жизни и смерти, конечности существования. Чем дольше живет человек, тем ближе он к смерти. Что с этим делать? Если человек все равно умрет, все не имеет смысла. В чем тогда смысл жизни?

И этот вопрос поднимает вторую проблему – проблему смысла жизни. Если человек смертен, какой смысл во всем остальном? При каждом экзистенциальном кризисе идет изменение базовых смыслов жизни. А поскольку это базовая ценность, под нее подстраивается и вся жизнь.

Третья проблема – проблема одиночества и изоляции. Никогда не будет полного слияния с другим. Человек приходит в этот мир один и уходит в одиночестве. Экзистенциальное странствие души идет беспрерывно. В нем мы последовательно избавляемся от иллюзий. Столкнувшись с проблемой одиночества и изоляции, человеку нужно ее «переварить», чтобы научиться жить с этим.

Четвертая проблема – свобода как ответственность за выбор. Почему невозможна абсолютная свобода? По мнению Эриха Фромма, свобода – мнимое явление, на самом деле человек в поисках свободы постоянно от нее бежит. Стремление к свободе – естественно, но недостижимо в абсолютном смысле. В своей книге «Бегство от свободы» Фромм выделяет конструктивные, экстатические (промежуточные) и деструктивные пути бегства от возможной свободы. К конструктивным относятся любовь и творчество. Экстатические включают секс, ритуалы, веселое времяпрепровождение. Деструктивные пути – это садизм, мазохизм, автоматический конформизм и аддикция.

Эти четыре базовые экзистенциальные проблемы в процессе жизни осваиваются плавно и по частям. В момент экзистенциального кризиса они актуализируются и не «отпускают», не позволяют спокойно жить дальше, пока человек не построит с ними диалог – взаимодействие.

Попав в ситуацию экзистенциального кризиса, человек должен ответить на 5 основных экзистенциальных вопросов:

- Кто я?

- Что я такое?

- Откуда я?

- Куда я?

- Зачем?

В зависимости от того, как он на них отвечает, и складывается его жизнь. И человеку не нужно ждать ответа на эти вопросы от психолога, получить его он должен сам. В этом и состоит глубинный смысл кризиса.

Экзистенциальные кризисы во взрослой жизни зачастую совпадают с возрастными кризисами и имеют следующие возрастные рамки:

- кризис самоопределения – 29-33 года;

- кризис второй половины жизни – 45-55 лет;

- кризис 75 лет.

При нормальном течении кризис переживается человеком самостоятельно, постепенно происходит пересмотр жизненных ценностей и поведения, помощь специалиста при этом не требуется. Болезненное патологическое протекание экзистенциальных кризисов часто наблюдается у наиболее «продвинутых» в психологическом плане людей: творческих, рефлексирующих, имеющих невротическую структуру личности. Чем выше интеллект и рефлексия, чем сложнее внутренняя жизнь человека, тем острее он переживает кризис, потому что он развивается. У того, кто не рефлексирует, механически выполняет ежедневные рутинные действия, кризиса не будет, так как он не живет, а существует, и не развивается. Его жизнь протекает преимущественно в физическом аспекте, а не в психическом, и за помощью он не придет.

При экзистенциальном кризисе психолог зачастую сталкивается с такими симптомами у клиента, как нарушение сна и аппетита (трудное засыпание, бессонница), внезапность наступления состояния как бы без видимой причины, сильная генерализованная тревога, нарушение течения времени (время может замедляться, но чаще всего ускоряется), специфические странные сны, потеря отжившей идентичности, нарушение контакта с телом.

Метастратегия помощи при экзистенциальном кризисе предполагает работу вначале на безопасность, а потом на ресурс. Важно оказать клиенту эмоциональную поддержку («я с тобой») и разъяснить ему, что то, что с ним сейчас происходит, в целом правильно, так должно происходить, так происходит со многими людьми. Этот период закончится, и жизнь обретет нормальное спокойное течение. Способами разъяснения может быть беседа, ссылки на опыт человечества, описанные в литературе, цитатах, опыт из личной жизни психолога, байки, притчи, нарративы. Иногда «достучаться» до клиента можно через образ, символ, метафору. В этой связи эффективным методом, положительно зарекомендовавшим себя в работе с клиентами, переживающими экзистенциональный кризис, является сказкотерапия.

Сказкотерапия в работе с экзистенциальными кризисами имеет двоякое значение.

 Во-первых, рассказ сказки, в которой герой выходит из кризиса, выполняя миссию, задание, положительно сказывается на состоянии клиента. Если удается найти или подобрать сказку, содержание которой чем-то напоминает клиенту его состояние, то это позволит ему осознать, что подобную ситуацию человечество уже переживало и переживает, и это помогает клиенту увереннее идти по пути обретения нового себя. Находясь в состоянии острого экзистенциального кризиса, клиенту зачастую очень сложно говорить о себе в этих обстоятельствах. Тогда на помощь может прийти метафорический язык сказки. Говоря не о себе, а о главном герое сказки, волею случая оказавшемся в такой же ситуации, клиенту проще увидеть дальнейший путь и воспринять необходимость выполнения определенных действий или принятия решений, способствующих выходу из кризисного состояния.

Во-вторых, сказка может носить диагностический характер, если в работе с клиентом будет использован метод написания сказки. Как правило, у клиентов, находящихся в состоянии экзистенциального кризиса и согласившихся выполнять задание по написанию сказки, сказки получаются минорной окраски, с неопределенным или негативным окончанием, с незавидной судьбой главного героя. В процессе работы с психологом задание о написании сказки повторяется, и, если работа идет успешно, клиент обретает уверенность и понимание дальнейшего жизненного пути, это отражается и в содержании написанных им сказок: герой сказки, как правило преодолевает перипетии и сложности, сказки становятся более позитивными, оконченными, в них звучат ноты уверенности, иногда даже оптимизма.

В качестве примера приведу фрагмент сказки, написанной клиентом (мужчина, возраст 34 года) в состоянии экзистенциального кризиса до работы с психологом: «…И подошел богатырь к развилке, и увидел на ней камень с надписью: налево пойдешь – сам погибнешь, направо пойдешь – себя потеряешь, а прямо пойдешь – никуда не придешь. Призадумался богатырь, и не смог принять решения. Ведь и до этого времени он шел, думая, что идет по прямой дороге, в верном направлении, а ведь все равно никуда не пришел. И вот снова развилка, и снова загадка. Может, и нет в этом смысла, может, и свернуть ему налево, раз нет цели в его пути…».

После проведения с психологом работы по анализу ситуации, эмоциональной поддержке и поиску ресурсов, клиенту было предложено еще раз пересмотреть и, по возможности, изменить финал написанной им сказки исходя из внутренних ощущений. Клиент выполнил задание, финал сказки стал звучать иначе: «…И подошел богатырь к развилке, и увидел на ней камень с надписью: налево пойдешь – сам погибнешь, направо пойдешь – себя потеряешь, а прямо пойдешь – никуда не придешь. Призадумался богатырь. Погибнуть в расцвете лет ему не хотелось – так много еще не сделано из задуманного. Потерять себя тоже не желательно – ведь он и есть та сущность, которой задуманное предстоит воплотить. И решил богатырь идти прямо: ведь то, куда ты придешь, не камень решает, а ты сам, а на пути еще наверняка встретятся развилки, вот на них и свернет богатырь в нужном направлении». При этом клиент прокомментировал свое решение переписать финал сказки следующим образом: «Сначала мне казалось, что все обстоятельства жизни против богатыря, и нет смысла бороться с этим, раз ничего не складывается, ну и гори оно все… Но потом пришло понимание, что обстоятельства, возможно, нейтральны, просто воспринимаются негативно. Тогда совсем другое дело. Тогда что-то зависит и от самого богатыря. Тогда, вероятно, есть смысл делать выбор…».

Данные фрагменты сказки, прежде всего, очень диагностичны и отражают изменение настроения клиента. Кроме того, из комментария клиента видно, что клиент пока все же говорит не о себе, а о герое сказки - богатыре. И, не смотря на обретение некоторой уверенности, на данном этапе, вероятно, кризис еще не пережит полностью клиентом, ему все еще сложно говорить о своей жизни напрямую, а не метафорически.

 

В этой ситуации имеет смысл продолжить работу с клиентом в направлении ресурсирования и дальнейшего определения новых жизненных целей.  

 

Список использованной литературы:


  1. Мэй Р., Энджел Э., Эдденбергер Г. Экзистенциальная психология – М.: «Эксмо», 2001.
  2. Материалы семинара «Практика оказания психологической помощи при экзистенциальных кризисах». Автор – Н.В. Дмитриева.


Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"

 

Психологическое консультирование опытными психологами

 

Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press