Методика «Театр архетипов» в сказкотерапии

Методика «Театр архетипов» в сказкотерапии

Воровщикова Анастасия Борисовна

Психолог

Воровщикова Анастасия Борисовна

"Весь мир — театр. И все мы в нем — актеры"

 У. Шекспир.

Театр — с момента своего образования в древности — стал одной из самых емких метафор человеческой жизни при всем огромном разнообразии его мизансцен и типичности основных сюжетов. Поэты неоднократно прибегали к этой метафоре в своем творчестве. Каждый день мы играем десятки и сотни разных ролей.

Методика «Театр архетипов» была разработана Ириной Алексеевной Чегловой и с 2007 года успешно применяется в краткосрочной системной психотерапии и бизнес консультировании. Она основывается на трех основных идеях:

- Якоба Леви Морено о том, что личность — это совокупность ролей. Решение проблем в этой связи – это способность адекватно сыграть нужную роль в определенных обстоятельствах.

- Карла Густава Юнга о том, что архетипов (базовых жизненных ролей) столько, сколько типичных жизненных коллизий.

- И клинической психотерапии о врожденных особенностях телосложения и характера, которые определяют формирование поведенческого спектра личности.

К.Г.Юнг выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное - это лишь часть гораздо более обширного «коллективного бессознательного» (общая память всего человеческого рода, хранящаяся в тайниках человеческой души, в глубинах человеческого сознания), а также сформулировал представление об архетипах – универсальных первообразах – содержания коллективного бессознательного.

  

В своей модели Ирина Алексеевна Чеглова выделяет пять архетипических ролей: Принц, Воин, Король, Маг и Шут. По сути, это основные способы взаимодействия индивида с окружающим его обществом. Эти роли настолько древние, что, наблюдая, например, за стадными животными, можно легко проследить их проявления. Архетипы известны своей способностью сочетать противоположности. И всему этому есть место в нашей жизни. Роли безличны, а люди вкладывают в них свою живую душу, свою неповторимую индивидуальность.

Каждая из этих ролей имеет свои особенности и выполняет определенные системные задачи. Если каждая из ролей функционирует в соответствии со своими «качествами», возможностями и в конструктивном «сотрудничестве» с другими элементами, то система работает максимально эффективно. Если имеют место такие нарушения, как замкнутость, контаминация (смешение), слабость, фрагментарность или зацикленность на одной из ролей, то они порождают дезадаптивные и деструктивные формы поведения. Работа происходит в специально организованном пространстве, разделенном на «Дома», в которых клиент может работать в каждой из этих основных ролей. При этом Дома Принца, Воина, Короля, Мага расположены по углам рабочего пространства, а Дом Шута - в центре. В то же время клиент информируется о поведении, типичном для каждой роли. Чтобы он мог ассоциироваться, тщательно осознать и, при необходимости, скорректировать в эти рамки собственные убеждения и действия.

Методика помогает в разрешении конфликтов и формированию позитивной модели будущего путем упорядочивания системы архетипических (биопсихосоциодуховных) ролей человека на границе личного и коллективного психического функционирования. Прорабатываются рефлексивные, когнитивные и поведенческие навыки. Тренируются навыки самопрезентации, улучшается адаптация к неожиданным ситуациям. Техника «Театра архетипов» позволяет успешно преодолевать личностные кризисы, решать многие психосоматические проблемы, бороться с последствиями психических травм.

  

Важно отметить, что неадекватные психологические защиты часто являются препятствием в терапевтической работе и принимают форму сопротивления. Символический уровень работы, временное отождествление клиента с архетипическим образом, ролевая игра позволяют обойти болезненные переживания, быстро найти доступ к необходимым ресурсам и избежать ретравматизации.

Процесс консультирования предполагает получение ответов на три стандартных вопроса: «Что есть сейчас?», «Что вы хотите?» и «Что мне сделать, чтобы все работало так, как я хочу?».

Принц – наследник ценностей и продолжатель традиций своего рода, искатель новизны. Его задачей является развитие эмоций и впечатлений для построения внутреннего образа мира.

Работа Воина заключается в достижении четко поставленной цели. Реализация: расширение, защита, производство. Ценности – это эффективные навыки и технологии. Основная задача – обуздать собственную агрессивность. Воин всегда на границе: перед ним цель, за ним ценность, которую он защищает.

Король – создатель и хранитель системы, гарант ее стабильности и развития будь то семья, бизнес или государство. Он устанавливает ее границы и правила, распределяет ресурсы. Задача – объединять других, создавая условия для жизни. Ценности — зрелая любовь, ответственность, забота о развитии.

Дом Волшебника — место уединенного созерцания. Маг хранит знания о прошлом, анализирует настоящее и моделирует будущее.

Шут – регулятор психического напряжения. Не боясь «показать лицо», выставляет себя и других в нелепом свете: умышленно попадает в нелепые ситуации, жульничает или провоцирует колким словцом. Как и другие архетипы, он тоже дуален, и можно увидеть его Белую и Черную ипостаси.

Итак, в театре архетипов клиент исследует свою проблему из разных Домов, с разных точек зрения. И он учится тонко настраивать порядок и точность включения в различные роли. Сознательно полагаться на свои сильные стороны и компенсировать слабые. И тогда его Воин мужественно защищает Принца, Король ставит перед Воином реальные достижимые цели, вовремя награждает, Маг открывает Королю перспективы и предупреждает об опасности. Шут не дает Принцу скучать, Воину упираться в свои цели, Королю ожесточиться в мнимом всемогуществе, Магу улететь от реальности.

Таким образом, играя на сцене собственной души, человек решает серьезные жизненные задачи, как профессиональные, так и личные, на четырех уровнях — ощущений, эмоций, мыслей и реальных действий.

Елена Ивановна Пономаренко адаптировала методику «Театр архетипов» в арт-терапевтическую, сказкотерапия, то есть написание своей собственной сказки о своем герое. Герою предлагается отправится в путешествие в страну, где живут пять жителей - это Роли, Архетипы, Ипостаси, Состояния Клиента, пишущего сказку.

Американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл заметил, что сказка — это упрощенный вариант героического мифа, его структура всегда одинакова и заложена в нашем бессознательном, он назвал ее «путешествием героя». Его первая книга была названа «Герой с тысячью лиц», чтобы подчеркнуть, что существует много разных способов, которыми путешествие героя может быть выражено, но все они имеют общую основу, или каркас. Выглядят эти фазы примерно так:

— отчуждение — герой покидает родной дом и добирается до границы обычного и неизведанного мира;

— инициация — преодолев сопротивление «привратников» на границе миров, герой путешествует по «волшебному» миру, побеждает всех врагов, отгадывает все загадки и завладевает главным сокровищем;

— возвращение — герой решает вернуться в родной дом, чтобы поделиться сокровищем с родными.

Написание сказки продолжается в течение недели и включает следующие этапы:


  1. Подготовительный этап
  2. Написание сказки
  3. Анализ произведения


На подготовительном этапе, прежде чем отправиться в путешествие, необходимо сформулировать запрос к сказке. Он будет вместо названия, поэтому лаконичный и емкий.

В сказку также водится особый герой — это Сказочник, или Путник. От его имени, или про него будет сказка. Клиент, рассказывая про персонажа, ассоциируется с ним. Это точка сборки, источник внимания и аккумулятор информации.

Также вводится архетипический герой-помощник. Это может быть волк, конь или птица. Это образ терапевта, который бережно сопровождает клиента на протяжении всей сказки, создавая безопасное пространство, подсказывая, направляя и помогая, когда герой оказывается в тупике и собственных сил разобраться не хватает. Помощник обладает волшебными способностями и средствами, например, шапкой-невидимкой, очками, показывающими правду и т.п.

В процессе терапии важно уделять сказке время каждый день. Написание сказки – это трансовое состояние, поэтому важно писать так как пишется, не корректируя ошибки, лишь со стороны наблюдая, как сказка записывается сама особым, волшебно не постижимым образом.

Метод сказкотерапии подходит не всем, поэтому важно провести диагностическое упражнение и убедиться, что клиенту данный метод подходит. 

Упражнение: посмотрите вокруг себя, заметьте тот предмет, который как-бы подмигнет вам. И от имени этого предмета, в первом лице и единственном числе, напишите 3-5 предложений. О чем угодно: как живется, чего хочется, разницы нет.

Также на подготовительном этапе клиенту предлагается нарисовать карту волшебного королевства, что является диагностикой и уточнением запроса клиента для терапевта.

На втором этапе, клиенту предлагается отправится в королевство. Заглянуть в каждый дом и познакомиться с его жителями, узнать подробнее как живется жителям в этом королевстве и кому нужна помощь. Для этого надо зайти в каждый дом, поздороваться, разговор завести любопытным волшебно-не объяснимым способом.

Герой-помощник сопровождает процесс и дает подсказки, как наладить баланс в Королевстве. Помогает понять в какой роли комфортно, а в какой — нет, где и как для решения важных жизненных задач выбирается неподходящая роль, и как выбрать оптимальную.

Таким образом, давая каждой психической реалии свое пространство и уделяя время, человеку легче понять, как устроено его внутреннее Королевство, и навести в нем порядок. Решив, тем самым, проблему, с которой обратился за помощью. Эти игры требуют пространства и времени. Большой чуткости и уважения к человеку и его судьбе. И при профессиональном исполнении запускают глубокие трансформационные процессы.

Список использованной литературы:

 


  1. Из опыта практической работы. Пример практического применения методики «Театр архетипов» / Психологическая газета // https://psy.su
  2. Кэмпбелл Джозеф Сила мифа Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2018, 307 с.

Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"

 

Психологическое консультирование опытными психологами

 

Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press