Терапевтические сказки для детей, переживших утрату
Терапевтические сказки для детей, переживших утрату
Шевченко Наталья Андреевна
Психолог
В последние годы психологи все чаще сталкиваются с последствиями переживания детьми различных травмирующих ситуаций. Например, таких как: смерть одного из родителей или обоих (особо остро переживаются внезапная или насильственная смерти, суициды) или смерть членов семьи. Развод родителей или гибель домашнего животного также носит травмирующий характер.
Любая утрата для ребенка оборачивается психологической травмой. А потеря близкого человека, для него является исключительно значимым событием. Оно не только переворачивает жизнь ребенка, но также имеет тяжелые последствия в будущем.
У детей и взрослых различные представления о жизни и смерти. Ребенок сталкивается с трудностями осмысления потери и сильным стрессом из-за несформированности психологических защит. Детское горе характеризуется скрытостью, отсроченностью и неравномерностью переживания. Ребенок испытывает печаль, подавленность, злость, вину, тревогу, страх, физическое недомогание.
Главная цель работы психолога с такими детьми заключается в решении трудной задачи горевания: помочь пережить боль, не допустив разрушения личности. Боль, длящаяся слишком долго и отличающаяся особой интенсивностью, она препятствует сохранению автономии личности, ее целостности, угрожая психическому и физическому здоровью горюющего [2].
Многие дети пытаются подавить в себе гнев и обиду, так как считают их неуместными, довольно часто дети, закрываясь в себе, становятся отстраненными и замкнутыми, или очень непослушными, а иногда даже агрессивными. И тут приходит на помощь сказкотерапия. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, переживших горе, а также возможные детские реакции на утрату, психолог может их скорректировать с помощью сказки. Сказкотерапия дает возможность ненавязчиво выяснить причины переживания ребенка и донести до него, что данная проблема решаема, и он всегда может рассчитывать на поддержку близких ему людей [10].
Сказкотерапия, как направление практической психологии, привлекательно тем, что практически не имеет ограничений по сравнению с другими подходами. Это метод, в котором посредством сказки, связывающей реальность и выдумку, можно скорректировать проблемные зоны поведения ребенка, а также помочь осознать и пережить травматическое событие [7].
Обычная сказка не решает проблем конкретного ребенка, она лишь рассказывает волшебную историю. Но при этом эта сказка учит детей жизни, нравственности, поведению, человеческим ценностям и нормам. Терапевтическая же, помогает ребенку творчески подойти к решению проблемы. Ее сюжет на уровне символов и образов дает доступ к бессознательному ребенку, и поэтому такая история действует эффективно. Терапевтическая сказка всегда имеет хороший конец, который обеспечивает ощущение безопасности и веру в лучшее.
Как объяснить ребенку, что его близкий человек умер? Как объяснить, что такое смерть? Как осторожно и бережно привести ребенка к пониманию того, что он больше никогда не сможет увидеть своих близких? Это вопросы, на которые ребенок может получить ответы через сказку. Существуют множество различных сказок, которые аккуратно, согласно уровню развития ребенка, помогут ему пережить и принять случившееся. Часто психолог пишет сам сказку, исходя из конкретного клиентского случая. Эти сказки просто читают или рассказывают и редко обсуждают. Задача психолога в этом случае — помочь клиенту пережить горе, постепенно изменяя отношение к себе и жизни [2].
Вот пример сказки для дошкольника-младшего школьника столкнувшегося с утратой отца.
Орленок
Высоко-высоко в горах, там, где крепкие горы упираются своими снежными вершинами в облака, жила пара орлов. Вокруг была цветущая весна, семья орлов с нетерпением ожидали своего первенца. А когда наступил этот долгожданный день и гнездо наполнилось писком маленького орленка, папа Орел взлетел в голубую высь и громким окликом оповестил всю округу о радостном событии. Родители были безмерно счастливы появлению своего Орленка. Шли дни, малыш рос и креп. Мама Орлица постоянно была рядом и заботилась о нем.
Наконец наступил день, когда Орленку впервые полагалось покинуть гнездо для первого полета. Он терпеливо выслушал все наставления и советы родителей и приготовился к своему первому полету. Орленок подошел к краю гнезда, расправил крылья и шагнул в неизвестность…Свежий ветер дунул на Орленка, он парил высоко в чистейшей небесной синеве, а его легкие наполнял аромат горный весенний воздух. Дух захватывало от первого полета, даже немого голова закружилась у Орленка, только не беда это, потому что рядом с ним, летя также стремительно, были его мама и папа.
Пришло время возвращаться в гнездо, и семья повернула в сторону дома. Орленок устремился вперед, родители оставались чуть позади и тут случилось ужасное… Непонятно, как и по какой причине мальчишки оказались так далеко в горах. Увидев снижающегося невдалеке Орленка, они достали рогатки и стали целиться в него. Один мальчик взял на прицел Орленка и выстрелил в него камнем, что лежал у его ног. Но за секунду до этого выстрела отец Орел увидел, что беды не миновать, и стремительно подлетел к Орленку заслонив его собой. Камень сбил Орла, а тело его упало на дно глубокого ущелья. Мальчишки испугались и убежали. А Орлица и Орленок летали вокруг глубокого ущелья издавая прощальный клекот.
Шли дни и недели, а Орленок никак не мог привыкнуть, что папы теперь нет рядом. Иногда вечерами обнявшись, Орленок с мамой вспоминали, как они летали с папой, как хорошо им было вместе, как они были счастливы и теплая тоска, и светлая грусть наполняли их сердца. Но все же Орленок сильно скучал по отцу. Он часто плакал, виня в случившемся мальчишек, которых не должно было быть в горах. Орленок злился, что какая-то мальчишеская шалость привела к таким печальным последствиям. Однажды, когда он плакал, вспоминая об ушедшем отце, к нему подошла мама и сказала, что тоже сильно скучает и заплакала вместе с ним. Просидев так обнявшись некоторое время мама и, сын решили, что неплохо было бы немного полетать, чтобы развеяться.
Полетав по округе, Орлица и Орленок неожиданно для себя оказались над тем ущельем, где остался лежать Орел. И горькая печаль, и тоска пронзила сердце Орленка, и навернулись на глазах его слезы, и вырвался громкий стон утраты из его груди. В это время поднялся легкий ветерок, он едва коснулся нежно перышек Орленка. Он почувствовал, как будто кто-то погладил его, а шумящая листва деревьев шептала: «Малыш, я всегда буду рядом с тобой, в твоем сердце. Куда бы ты не отправился и где бы ты не был, я рядом, помни это!». Когда Орленок почувствовал все это, он поднял голову в верх и пролетавшее над ним облако приняло очертание огромного орла.
Домой возвращался Орленок со спокойным сердцем. Он понял, что былого не вернуть, а все светлое и хорошее, что было в жизни навсегда останется с ним, в его памяти и сердце. Теперь Орленок не плакал, вспоминая об отце, а лишь улыбался, потому что на сердце у него было спокойно и светло от этих воспоминаний. А когда ему было особенно грустно, Орленок отправлялся к ущелью, где покоилось тело его отца, и легкий ветерок и шелест листьев снова и снова напоминали ему о любви отца.
Сказка для дошкольника-младшего школьника столкнувшегося с утратой отца. Такая сказка также подойдет для работы с ребенком, чей отец погиб во время специальной военной операции, или при выполнении своих профессиональных обязанностей (полицейский, спасатель), так как в сказке отец Орел выступает в роли защитника своего сына и героически гибнет, спасая жизнь сыну. Сам персонаж орла здесь имеет символический образ - в России орел — это часть государственной символики, орел в представлении наших предков был птицей воинов, в сказаниях орел — фигура богатырская, в христианстве полет орла ассоциируется с вознесением Христа и молитвами, в народном творчестве орел олицетворяет бессмертие, силу, огонь и мужество, в понимании К. Г. Юнга — орел проводник в мир бессознательных образов, олицетворение духовной силы человека и готовность его столкнуться с собственными страхами, чтобы выйти победителем из схватки с самим собой. Таким образом Орел - образ защитника, героя, воина-победителя,
Сказка показывает ребенку, что горевать и скучать по усопшему родителю это нормально, не стыдно, не зазорно. Помогает осознать свои чувства и, главное, понять, что они совершенно нормальны и естественны и не надо их прятать и стыдиться показывать. Что человек смертен, а иногда внезапно смертен, и что это реальность жизни. Сказка говорит ребенку, что об утрате, переживаниях, связанных с этим и о самом умершем, можно и нужно разговаривать с другими родственниками или с близкими, что нет табу на обсуждение темы смерти или на разговор об усопшем. Показывает, что взрослые тоже плачут и переживают смерть близкого.
В сказке ущелье символизирует место захоронения, как кладбище - сакральное место памяти наших близких. Место, куда Орленок приходит почтить память отца, так как это происходит у людей, когда мы приходим на к месту захоронения наших близких. Так же Орленок видит момент, когда отец падает в ущелье, это как символ погребения человека, когда гроб с телом опускают в землю. Что дает возможность осознать ребенку, что это часть ритуала погребения и возможность проситься с усопшим.
В сказке просматриваются основные стадии горевания, через которые успешно проходит персонаж. Орленок успешно переживает и принимает случившееся и осознанно приходит к выводу, что нельзя повлиять на смерть, но можно сохранить память об умершем и светлые чувства к нему.
Таким образом сказка поможет ребенку пережить утрату, поможет осознать свои чувства, понять, что они абсолютно нормальны и естественны и не нужно их прятать и стесняться проявлять и показывать.
Список использованной литературы:
- Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) / А. В. Гнездилов. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 290 с.: ил.;
- Василюк Ф. Психология горя // Педология, новый век. – октябрь, 2001. – № 8.
- Вачков И. В. // Сказкотерапия в работе детского психолога // СДО. 2008. №4
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.
- Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Ю. Бородич. — Барановичи: РИО БарГУ, 2007. — 113 [2] с. —экз.
- Исхакова Э.В. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста: учебно-методическое пособие / Исхакова Э.В., Шерьязданова Х.Т. — Алматы: Нур-Принт, 2015. — 111 c.
- Литвак М. Е. Как преодолеть острое горе / М. Е. Литвак, М. О. Мирович. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 314c. – (Психологические этюды).
- Лурье Ж. В. Горевание и потеря // Школа здоровья. – 1999. – Т. 6, № 4. – С. 53–57.
- Черняева С. А. / Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002 —168 с.
- Шефов С. А. Психология горя / С. А. Шефов. – СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
Скачать сборник "Психотерапевтические сказки на любой случай жизни"
Психологическое консультирование опытными психологами
Бесплатно опубликовать свою статью на медиа ресурсе LPPN Press
Бесплатная консультация от стажеров ЛППН