Полиамория, как тренд современных отношений

Полиамория, как тренд современных отношений

Алексеева Дарья Валерьевна

психолог

Алексеева Дарья Валерьевна  психолог

Какое-то время назад наиболее распространенным и часто встречающимся вариантом модели отношений являлась патриархальная или традиционная семья. Социальные, экономические, культурные изменения в обществе являются предпосылками к трансформации института семьи и брака, появлению различных вариантов романтических отношений.

Наиболее распространенными альтернативами традиционным отношениям на данный момент являются:

- гостевой брак;

- брак на расстоянии;

- параллельная семья;

- полиамория.

Полиамория – интимные, романтические, сексуальные отношения с более чем одним партнером при согласии всех сторон, она становится все более распространенной формой отношений, меняя институт семьи и брака.

Отношения в полиамории могут быть:

- иерархическими – существуют первичный и один или несколько вторичных партнеров;

- неиерархическими – все партнеры равноправны.

По структуре такие отношения могут быть:

- закрытая группа: идея групповой верности, когда она распространяется на группу людей; отсутствие ограничений на любовные и сексуальные отношения членов группы, пока они ограничены рамками группы; партнеры договариваются не иметь любовных и сексуальных связей за пределами группы; допускается возможность изменения состава группы с согласия всех участников;

- открытая группа: каждый из участников полиаморных отношений может иметь множественные отношения с разными людьми, круг которых не ограничен заранее; отношения могут отличаться по степени их важности и вовлеченности;

- смешанные формы: могут объединять моногамных и полиаморных партнеров; моногамный партнер поддерживает моногамные отношения с одним человеком, но не требует того же от него.

Чаще всего полиаморные отношения создаются на базе уже существующих (первичных отношений), тогда дополнительные отношения называются вторичными. Реже первичные отношения создаются изначально с несколькими партнерами.

Также есть форма закрытых групп (в том числе коммуны, члены которой совместно проживают и ведут общее хозяйство), где существует понятие групповой верности, а решение об изменении состава участников принимается совместно.

Таким образом, ключевым понятием становится не сама верность, а договоренности и их соблюдение, отношения носят консенсуальный характер.

Полиамория отличается от полигамии – это больше про выстраивание эмоциональных связей, заботу, ответственность, перераспределение обязанностей. Прозрачность и договоренности, основанные на уважении и доверии, позволяют говорить о полиамории как о форме этичной немоногамии в отличие от полигамии. Полигамия исторически патриархальна (в основном это многоженство), а в современной трактовке – сексуальные отношения с разными людьми, с которыми может не быть отношений. Полиаморные же отношения могут быть без секса, главное – эмоциональная связь.

Основные черты полиамории по мнению практикующих такую форму отношений таковы:

Утверждение естественной потребности в близости со многими партнерами в отличие от противоестественной и доказавшей свою нежизнеспособность моногамии.

Честность и открытость в противовес лжи и изворотливости.

Множественная верность в противовес тайным изменам.

Автономность в противовес зависимости.

Равноправие в противовес иерархии.

Договоренность в отличие от диктата формальности.

Постоянное обсуждение в отличие от избегания обсуждения или принятия по умолчанию.

Поиск новых решений в отличие от социальных шаблонов и навязанных норм и стереотипов.

Значимость близости и любви в противовес зацикленности на сексе.

Радость за любовное счастье другого в отличие от ревности и зависти.

Достоверная статистика о проценте полиаморных людей в обществе отсутствует, но недавно была опубликована статья об исследовании типа отношений, в выборке участвовали 3500 человек (жители США), результаты показывают, что около 11% исследуемых в каком-то периоде своей жизни практиковали полиаморию.

Предпосылки

Моногамия – прежде всего социальный конструкт, связанный с религией, правом собственности, государством, моральными устоями и традициями. Постепенно от идеи вечной любви с одним человеком общество перешло к серийной моногамии, на данный момент наблюдается расширение вариантов взаимодействия партнеров.

Все большее распространение полиаморных отношений в обществе можно связать с такими изменениями, как: ослабление традиционных религиозных норм, борьба за равенство полов, снижение важности материальных основ брака и семьи (экономическая независимость личности), экзистенциальный кризис моногамии, развитие социальных сетей. В личностном плане предпосылками могут послужить: рост индивидуализма, толерантности, снижение ригидности мышления. С точки зрения структуры потребностей: смещение акцентов с базовых потребностей (связанных с выживанием) к потребностям более высокого порядка – самоидентификация, принятие, признание, самоактуализация, в том числе социальное творчество. При этом можно говорить о нарастании тревоги покинутости и отверженности, нивелировать которую не позволяет отсутствие социальных институтов, имеющих ключевое значение ранее, таким образом – создание множественных отношений с максимально тесным взаимодействием можно расценивать как попытку ухода от этих состояний.

По мнению гештальт-терапевтов Я-концепция полиамора характеризуется совмещением:

- тревоги одиночества, страха покинутости, страха быть невыбранным;

- острого желания быть с Другим в близких тесных отношениях, испытывать спокойствие и удовлетворение от безопасности, принятия и признания;

- страха слияния и поглощения Другим.

Основными ценностями полиамора являются: свобода и автономность, осознанность, открытость, диалог, комперсия (радость за другого, вступившего в новые отношения).

Таким образом, в этой структуре ревность подавляется комперсией, страх поглощения Другим – автономией, а тревога оставленности – возможностью вступления в новые отношения и пониманием заменимости всех.

Идея, по сути, не нова: в период Ренессанса структура моногамных отношений пересматривалась в сторону их расширения, например, полиаморные союзы описаны в «Декамероне» Дж.Бокаччо. Маяковский и семья Брик, Иван Бунин с женой и любовницей, Ленин с Н.Крупской и И.Арманд практиковали полиаморию. Среди современных знаменитостей примеров открытых отношений гораздо больше: Уилл и Джада Смит, Тильда Суинтон, Бред Питт и Анджелина Джоли и др.

Полиаморные отношения в обществе зачастую стигматизируются (в том числе с точки зрения религии и законодательства), осуждаются, предполагается, что они могут существовать только непродолжительное время и связаны с проблемами в первичных отношениях или недостатком секса, есть идея, что при увеличении числа партнеров сила любви и привязанности к каждому уменьшается.

Согласно исследованию Марты Каупи (психотерапевт, сексолог, США) на основании опроса 340 взрослых полиаморов были сделаны следующие выводы:

- многие полиаморные отношения являются продолжительными по времени;

- полиаморные отношения не уменьшают и не разрушают близость первичных отношений;

- решение о вступлении в полиаморные отношения не является следствием проблем или недостатка близости в первичных отношениях;

- в полиаморных отношениях секс не первичен, решение о вступлении скорее связано с желанием большей эмоциональной близости.

Ронда Бальзарини (психолог Йорского университета в Торонто) в своем исследовании пришла к выводу, что полиаморные отношения помогают людям лучше удовлетворить свои потребности в эротизме (секс, удовольствие, страсть) и заботе (безопасность и комфорт). В моногамных отношениях зачастую сначала удовлетворяется эротическая составляющая, а спустя время, если пара не распалась, она сменяется заботой и привязанностью на фоне снижения сексуальной составляющей. Таким образом, моногамные отношения не могут одновременно удовлетворить все потребности. Бальзарини утверждает, что в целом полиаморы более довольны своими отношениями, чем моногамы.

Среди отечественных социологов исследование вопроса проводила команда Russian Field, по данным исследования:

- 69,2% не состоят в юридически оформленных отношениях, 30,8% состоят в браке;

 - 20% респондентов имеют детей;

- в семьях, где проживают несколько взрослых с детьми, дети ведут себя по-разному: говорят, что у них есть несколько родителей или считают мамой и папой только биологических родителей, а остальных взрослых называют по имени.

Основной сложностью в полиаморных отношениях является ревность, об этом чаще всего пишут на форумах полиаморов, с этим связаны основные запросы к психологу. Сами полиаморы видят решение этой проблемы в смещении фокуса внимания – с ощущения покинутости и отсутствия собственной ценности для партнера на радость за него, что ему дают больше любви и заботы благодаря чему он станет еще более счастливым.

Полиаморы прилагают большое количество усилий для решения конфликтных ситуаций, выстраивания эмоционально близких, глубоких отношений, в основе которых лежит желание уравновесить интересы всех участников и достичь гармонии.

Некоторые исследователи приходят к тому, что полиамория является одним из видов эмоционально-зависимого поведения, основной из характеристик которого является ненасыщаемость, и потребности полиамора не могут быть полностью удовлетворены.

В марте 2021 года в ходе конференции «Правовые и законодательные аспекты поддержки семей и семейных ценностей в РФ», проведенной в рамках проекта партии Единая Россия, был представлен проект резолюции, предлагающей установить запрет пропаганды смены пола, бисексуализма, трансгендерности и полиамории. На данный момент законопроект остается на уровне проекта, но отражает отношение к полиамории как к нежелательному феномену, противоречащему традиционным семейным ценностям, которые поддерживает государство.

 

Список используемой литературы:

 


  1. Бушуева, Л. А. Эвфемистическая репрезентация поступка «измена» в русской лингвокультуре / Л. А. Бушуева // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2021. – Т. 40, № 2. – С. 234-245. – DOI 10.52575/2712-7451-2021-40-2-234-245.
  2. Ваторопин, А. С. Процесс институционализации полиаморов как социальной группы / А. С. Ваторопин, Е. Н. Миронова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 5(74). – С. 145-156. – DOI 10.26105/SSPU.2021.61.73.008.
  3. Исаев Д. Полиамория глазами психиатра https://www.youtube.com/watch?v=rhtq1V_zasQ
  4. Миронова, Е. Н. Немононормативность как основной элемент теоретико-методологического анализа терминологического аппарата феномена полиамории / Е. Н. Миронова // НАУЧНЫЙ ФОРУМ: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 июня 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 337-339.


Скачать сборник "Сексология в практике психологического консультирования и психотерапии"

 

Профессиональное психологическое консультирование. Пиши!

 

Опубликовать свою статью