Основные направления работы детского психолога с родителями в образовательной организации
Шулимова Ирина Александровна
психолог
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как "связь с родителями", "работа с родителями", из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа".
Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Цель представлена в более конкретных задачах:
- Согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;
- Сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
- Совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;
- Выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
- Совместное предупреждение асоциального поведения детей
Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.
Можно выделить три основных направления работы,
представляющих собой логично выстроенную систему:
- Диагностика семьи;
- Консультирование семьи;
- Просвещение родителей.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию.
Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирована тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение. Полученные результаты могут служить основанием для консультативной беседы. В психологической практике беседа используется с различными целями:
- Для установления контакта с испытуемым;
- Для проверки исследовательских гипотез;
- Как метод получения дополнительных данных о свойствах личности;
- Для оказания психологической помощи.
Согласно классификации Ю. Е. Алешиной, консультативная беседа имеет фазы:
1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента;
2) формулирование проверка консультативных гипотез,
3) коррекционное воздействие;
4) завершение беседы.
На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента.
Просвещение и консультирование родителей по актуальным проблемам детей
Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей.
Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развивать личность самих родителей.
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат -- ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их - задача клиента.
Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
Консультирование и просвещение родителей.
Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой -по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Запросы родителей младших школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.
Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.
- Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.
- Случаи, группирующиеся вокруг проблемы тревожности родителей, связанные с индивидуально-личностными качествами ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.
- Случаи, группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.
Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку. Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.
Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. При этом оно имеет ряд специфических особенностей:
В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач выделяет следующие формы участия в родительском собрании.
- Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.
- Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.
- Тематическое выступление, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме.
- Тематическое родительское собрание. Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами. Тематические встречи психолога с родителями направлены на решение актуальных психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития образования детей. В любом из этих направлений необходимы совместные действия школьного психолога и родителей.
Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности. Работа психолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В начале разговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношениях идет хорошо. Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться, узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться. В каждом случае контекст обсуждается разный. Целью первого разговора может быть понимание того, как взаимодействует семья, каковы ее сильные и слабые стороны.
Вот примерные вопросы, которые следует задавать: когда возникают проблемы, в какой обстановке, и когда не возникают; каково отношение к имеющимся проблемам родителей, детей, учителей; каковы ожидания родителей от детей, как они видят будущее своих детей.
В случае разведенной семьи следует выяснить правила коммуникации ребенка со вторым родителем. Можно предложить родителям заполнить анкету по изучению развития ребенка (см. в приложении). Методики, предлагаемые родителям, помимо анкеты, могут включать родительское сочинение «История жизни моего ребенка», оценочно-самооценочную методику РЕП в сравнении той же методики, выполненной ребенком и т.д. Методики, предлагаемые ребенку, включают рисунок семьи и его модификации, адаптированный вариант методики Рене-Жиля, различные варианты методики «Незаконченные предложения», модификации оценочно самооценочной методики, тест «Сказка» Б.Шелби и т.
На протяжении деятельности психологической службы школы сформировались следующие формы работы с родителями:
- Родительские собрания - ознакомление родителей: - с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах; - с прохождением адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных 9,10 классов, подготовка к ЕГЭ; - преодоление трудностей связанных с УВП и личностным развитием и формированием характера учащихся.
- Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.
- Личный кабинет на школьном сайте, лектории для родителей по актуальным проблемам, связанным с воспитанием детей.
- Встречи со специалистами психологических центров.
Обучение и просветительская работа со взрослыми – непростая задача для специалистов, а значит, необходимо подобрать такой универсальный метод обучения, который мог бы заинтересовать взрослого и незаметно решать обучающие задачи.
Как показывает практика, одними из эффективных методов такой работы со взрослыми являются игра и игровые технологии.
Нами, в силу своей уникальности, неповторимости, мобильности была выбрана настольная игра – как игровая технология в работе со взрослыми.
Настольная игра – игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Это делает её выгодной с точки зрения экономии пространства для занятий.
Настольная игра:
- игра как таковая (имеет те же положительные свойства, как и другие игровые технологии);
- игра–задание (игра включает в себя специально разработанные по определенным тематикам вопросы и проблемные ситуации);
- игра–образ (опора на преобладающее зрительное восприятие, яркость и красочность исполнения, привлекает внимание родителей и специалистов, но в то же время не перегружает тяжестью художественного исполнения);
- игра-путь (символическое отражение процессов создания приемной семьи, механизмов её функционирования).
Настольная игра имеет ряд преимуществ:
- Дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
- Дает увлеченность. В игре нет даже частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность настольной игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
- Дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узко групповым интересам.
- Дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.
- Дает психологическую устойчивость.
- Снимает уровень тревожности, который так высок у родителей и передается детям.
- Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Для каждого направления, осуществляемой нами работы с данной категорией клиентов были разработаны уникальные авторские настольно-печатные игры. Данные игры специально созданы для использования на занятиях с родителями, в тренингах и как самостоятельные методы работы. Настольно-печатная игры «7 граней успешного родительства» опубликована в журнале «Школьный психолог» №5, 20013.
Также в своей работе я использую Лекторий для родителей по разным темам:
- Ментальное здоровье подростка. Почему это важно и что родителям необходимо знать об этом?
- Молодежные субкультуры - теория и практика
- Тревога. Депрессия. Селфхарм. Чем болеют современные подростки и что с этим делать?
- Психологические факторы нарушения пищевого поведения в подростковом возрасте.
- Какие ресурсы помогут родителям подростков.
- Самоповреждающее поведение в подростковом возрасте: методы профилактики и коррекции.
- Как подготовить подростка к самостоятельной жизни.
- Профилактика эмоционального выгорания родителей.
- История семьи: формируем уважение к своим корням.
- Мотивация подростков: можно ли на нее воздействовать? Увлечения подростков: полезные и вредные.
Таким образом можно сказать о разноплановой и системной работе с родителями по нескольким направлениям, что позволяет раскрыть важные темы Детства и помочь разобраться с новыми терминами, теориями, увлечениями детей, чтобы лучше понимать, принимать и ростить здоровое поколение.
Список используемой литературы:
- Абраменкова, В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 1998. – № 4.
- Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться. – М.,1989.
- Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.
- Байярд, р., Байярд, Д. ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. – М., 1991.
- Бестужев-Лада, И. В. что делать родителям в школе? // Классный руководитель. – 1997. – № 1.
- Дереклеева, Н. И. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников. – 2002. – № 1.
- Дереклеева, Н. И. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание школьников. – 2001. – № 10.
- Добрович, а. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
- Жаркова, Г. Каков в гнезде – таков и в полете // Воспитание школьников. – 2001. – № 6.
- Лаврентьев, в. В. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний // Классный руководитель. – 1999. – № 5.
Купить сборник "Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям"
Опубликовать свою статью на медиаресурсе LPPN PRESS
Психологическое консультирование и психотерапия наставниками ЛППН